Вопрос создания предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с введением ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.
В нашем детском саду создана предметно-пространственная среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Исходя из этого в нашей ДОО был запланирован Педсовет на тему: "Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС "
Цель: Разработать и утвердить требования к развивающей предметно-пространственной среде, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия к требованиям ФГОС ДО.
Задачи:
- Повысить уровень теоретических знаний педагогов. Определить понятие «развивающей предметно-пространственной среды», элементы, принципы построения, особенности;
- обобщить и конкретизировать знания педагогов по вопросу создания РППС для игровой деятельности с учетом возрастных особенностей детей;
- активизировать действия воспитателей по проектированию предметной среды ДОУ для обеспечения разнообразной деятельности детей и повышения уровня их познавательного, социального и физического развития;
- провести анализ педагогической деятельности по проектированию РППС группах ДОУ с учетом тематики образовательной деятельности.
Данная работа основывалась на принципах Стандарта
- полифункциональной;
- трансформируемой;
- содержательно-насыщенной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной.
Были учтены требования Стандарта
- Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию;
- развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
- развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ;
- развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформированной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;
- организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь.
Предварительная работа:
Просмотр видеороликов " РППС в соответствии с ФГОС ДО".
Круглый стол:"Что такое психологически безопасная образовательная среда".
Консультация:"Создание предметно-развивающей среды для игровой деятельности с учетом возрастных особенностей детей и тематики образовательной деятельности".
Консультация:"Музыкальные дидактические игры" .
Смотр групп:"Оборудование предметно-пространственной среды в группе с учетом тематики образовательной деятельности".
Смотр групп: "Организация РППС в группе в соответствии с запланированной с детьми темой".
Результат:
Благодаря организации активного сотрудничества педагогов, детей и родителей, основанного на взаимоуважении, доверии и дружеском участии, как субъектов деятельности при построении РППС МАДОУ «своими руками» удалось индивидуализировать среду в группах, учесть интересы, потребности, уровень развития каждого ребёнка, приблизить её к соответствию ФГОС ДО.
Все пространство групп условно разделилось на 3 части:
- зону для деятельности, связанной с интенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек);
- зону спокойной по преимуществу деятельности;
- рабочую зону.
Все части пространства в зависимости от конкретных задач, обладают возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, так как детям дошкольникам свойственно «заряжаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к ним.
В группах оформлены центры по разным видам детской деятельности. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам. Центры конструирования и искусства, центр игры, природы и экспериментирования, математическая игротека, центр грамотности – вот основной перечень таких центров.
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия. В каждой группе детского сада появился «Уголок уединения» - это уютное тихое место с мягкими подушечками, отгороженное от группового пространства, например, в виде "Сказочного шатра", где ребёнок может успокоиться, расслабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги, «позвонить» маме или просто помечтать.
Все центры легко видоизменяются и трансформируются, содержание центров дополняются с учетом возрастных особенностей и интересов воспитанников.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию наших воспитанников.
Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.