Музыкальное развитие детей дошкольного возраста - примеры

Развитие музыкальных способностей детей в доу

КОММУНИКАТИВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ-ИГРЫ В СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА В РАМКАХ ФГОС


музыкальный руководитель МБДОУ №58, г. Мурманск


Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии.


В нашем дошкольном учреждении коммуникативное развитие осуществляется во всех видах детской деятельности познавательной, продуктивной, двигательной, музыкально – художественной и др. Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов является одной из задач образовательного учреждения.


Проведенная психолого-педагогическая диагностика по определению готовности к школьному обучению показывает, что только у 30% будущих первоклассников уровень сформированности коммуникативной компетентности достаточен для их адаптации в классном коллективе. У остальных же наблюдаются проблемы коммуникативного характера, особенно в построении эффективного сотрудничества со сверстниками. Недостаточная степень коммуникативной готовности детей к школьному обучению может иметь серьезные последствия. В условиях традиционной школы коммуникативные трудности преодолеваются очень плохо, консервируются в виде негативного стиля общения. У значительного количества детей они приобретают хронический характер, постепенно переходя в устойчивые и неблагоприятные характерологические черты.


Музыкальная деятельность даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства.
Важность вопроса формирования коммуникативных качеств дошкольников определена Законом «Об образовании», «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» (Стратегия 2020), «Концепцией организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе», ФГОС начального общего образования и др.

Все это необычайно актуализирует поиск реальных источников формирования коммуникативных навыков дошкольников. Одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольного образования остается подбор средств формирования коммуникативных навыков, что связано с разработкой и внедрением эффективных технологий, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии.

Причем решающее значение должно придаваться деятельности, в которой ребенок сможет полно раскрыть свои возможности и наиболее эффективно усвоить социально-культурный опыт.


Коммуникативные знания, умения, навыки я развиваю у детей во всех видах музыкальной деятельности, но хотела бы более подробно остановиться на музыкальных танцах-играх.


Лев Выготский сказал: «Через игровую деятельность и движение ребёнок учится и в этом смысле игра может называться ведущим видом деятельности, так как определяет развитие».


Музыкальные коммуникативные танцы — это действия с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. А по сути это — синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка.


В процессе этой деятельности дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.


Цель :
Помочь детям войти в социальный мир, способствовать формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста.
Каковы же особенности коммуникативных танцевальных игр?
Во-первых, это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т. д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.


В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:
 развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
 развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
 развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей
 значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.


Иначе говоря, музыкальные танцы-игры дают детям одновременно возможность развлечения, развития личности и отдыха. В эту деятельность дети входят с позиции творцов: пользуясь элементарными, доступными им средствами, они могут активно проявлять и выражать свои эмоциональные переживания. Ребенок одновременно является и исполнителем и создателем музыкальной игры, которая дарит радость творческого перевоплощения и самовыражения, помогает оказаться «внутри» музыки, приобрести опыт эмоциональных переживаний.

При этом главным «инструментом» является сам ребенок, его тело: голос, воспроизводящий самые разнообразные звуки; жесты, «озвученные» с помощью различных предметов и детских инструментов.

Комментарии