Игры для детей в доу - новые практики

Развитие детей дошкольного возраста в доу

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДРУГ К ДРУГУ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 


воспитатель МБДОУ № 84, г. Мурманск


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет направленность основной образовательной программы дошкольного образования на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.


Второй год мы работаем на группе, где 40% детей составляют дети-мигранты, и так сложилось, что в течение всего года поступают новые дети, многие из которых не посещали раньше детский сад и не имели опыта общения в коллективе сверстников. Поэтому мы постоянно сталкивались с трудностями адаптации детей в коллективе сверстников и проблемой формирования дружеских взаимоотношений детей друг с другом.


Мы поставили перед собой цель: создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Для этого необходимо добиваться, чтобы каждому ребенку в группе было комфортно и радостно, создавать в коллективе нравственную, доброжелательную атмосферу. Делать это эффективнее всего средствами игровой деятельности. Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

В детском саду был проведен семинар, на котором мы познакомились с социо-игровой технологией, которая полностью соответствовала поставленным перед нами целям. Данная технология предлагает организацию работы с дошкольниками в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям.


Технология предполагает использование игр разной направленности. Мы выбираем игры для конкретных детей, с которыми работаем в настоящий момент. Главная задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, находить выход из критического положения, проявлять инициативу, то есть приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.


Авторы социо–игровой технологии предлагают следующую классификацию игр, где воспитатель - активный участник, партнер и заводила: Игры для рабочего настроя, Игры-разминки, Игры на приобщение к делу, Игры творческого самоутверждения, Игры вольные.


Остановлюсь подробнее, как мы используем данную систему игр для формирования у детей дружеских, доброжелательных отношений.
Игры для рабочего настроя – формируют позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие». Главная задача этих игр пробудить интерес детей друг к другу. («Узнай по голосу», «Комплименты», «Водяной», «Мы - веселые ребята», «Подарки», «Шире, шире, шире круг», «Найди свою половинку», «Шел Медведь по лесу», «Передай сердечко»)


Игры-разминки. Главная задача - возможность размяться, снять напряжение. Эти игры развивают внимание, координацию, формируют чувство юмора, поднимают настроение. («Веселые зарядки», «Море волнуется», «Путаница», «Рыболов», «Поймай комара», «Пузырь», «Жук-рогач», «Съедобное – несъедобное», «Чего на свете не бывает», «Рифмы на слоги», «Змея», «Мотальщики», «Картина»)
Игры социо-игрового приобщения к делу. Они развивают коммуникативные способности и качества, умение взаимодействовать и сотрудничать. Различные дидактические игры (особенно хороши игры, рекомендуемые технологией ТРИЗ)
Игры творческого самоутверждения. Развивают умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств. Эти игры способствуют развитию воображения, наблюдательности, творчества, служат для обогащения выразительных средств общения - пластики, мимики, жестов, развивают умение владеть своим телом. («Инсценировки», «Чтение стихов по ролям», «Хороводы», «Пантомима», «Показ букв и цифр», «Игры на имитацию различных движений», «Веселые зарядки»)


Игры вольные (на воле) способствуют умению распознавать эмоции других и владеть своими чувствами. Умение сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Умение ориентироваться в пространстве, взаимодействовать в постоянно меняющейся ситуации. При выборе вольных игр мы отдаем предпочтение русским народным играм, потому что они интересны детям, лаконичны, выразительны, доступны. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. («Пахари и жнецы», «Плетень», «Солнышко-ведрышко», «Гори-гори ясно», «Золотые ворота», «Хитрая кумушка», «Совушка», «Гуси-гуси», «Медведь и пчелы»)


Таким образом, данная система игр помогает нам сформировать у детей:
• коммуникативные способности и качества;
• умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;
• позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»;
191
• умение сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;
• умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;
• умение взаимодействовать и сотрудничать.


В процессе работы над темой мы выработали памятку для воспитателя (за основу взяты рекомендации О.О. Газман и Н.Е. Харитоновой), которые полностью соответствуют концепции социо-игровой технологии.


ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ:


1.Собирайте любимые игры детей. Это особая ценность, они могут сопровождать их в течение многих лет.
2.Новая игра (хорошая) - лучший подарок детям, это новый опыт отношений, дополнительные радостные минуты.
3.Игра-дело добровольное. Не навязывайте детям игру, если вам она кажется полезной, а она им не нравится.
4.Эмоциональное состояние воспитателя должно соответствовать предлагаемой детям деятельности. Смешная игра не терпит скучного или равнодушного лица воспитателя.
5.Игра-средство диагностики. Ребенок раскрывается с хорошей и не очень хорошей стороны. Наблюдаем, размышляем, но во вред ребенку полученную информацию не используем.
6.Никаких дисциплинарных мер к детям, нарушившим правила игры. Это лишь повод для доброжелательного разговора, когда дети анализируют, разбирают, кто и как проявил себя в игре, как надо было избежать конфликта.

Комментарии