ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТРИЗ
воспитатель МБДОУ №11,
г. Североморск Мурманской области
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из этого катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. В экологическом воспитании нам помогают не только наблюдение, общение с природой и уход за её объектами, но и чтение литературы, игра, творчество, музыка. Всё это в комплексе даёт хорошие результаты. Педагог должен помнить: у ребёнка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, творчестве, в слове. Тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребёнком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью. Реализовать задачи экологического воспитания нам позволяет технология ТРИЗ. Актуальность и значимость ТРИЗ – педагогики для дошкольников – это коллективные игры и занятия, и она призвана не, заменить основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
Цель ТРИЗ – не только развивать фантазию детей, но и научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире.
Основные методы работы:
1) наблюдение не только в природе, но и за деятельностью человека
2) игры:
- на познание и классификацию «Назови, одним словом»
- на развитие чувственного восприятия 5 анализаторов – глаза, нос, уши, язык, кожа «Мир звуков», «Чудесный мешочек».
- на самосознание «Что будет, если …»
- на развитие ситуации через сужение поля поиска «Да – нет», «Овощи».
3) системный анализ «Волшебный экран» «Птицы».
Формы работы по экологическому воспитанию – это различные виды активной деятельности, т.е. не заставлять ребёнка играть, а создавать условия, для возникновения интереса к игре:
- не сдерживать двигательную активность детей
- вовлекать детей в исследовательскую работу – проведение опытов.
Исследовательская работа помогает развивать познавательный интерес ребёнка, его мышление, умение обобщать и обсуждать ожидаемый результат опыта.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить её находить. Педагог ставит ребёнка в ситуацию, когда нужно самому найти ответ в какой-то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления, например: (дерево - лес - семя - росток - корень - ствол - ветки - листья - свет - тепло - питание - выросло - молодое - состарилось - высохло).
Игры ТРИЗ позволяют активизировать познавательный интерес к окружающей природе, воспитывать осознанное бережное отношение к ней, развивать мыслительные процессы.
Метод «Системный подход к окружающему миру»
Игра «Найди целое и части»
Цель: учить детей определять по аналогии задание, которое необходимо выполнить. По образцу первой паре слов. Учить определять какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое.
Ход:
1. В: Вишня - косточка;
Д: Рак - ... (Клешня, рыба)
Детям предлагается назвать соответствующий ответ.
2. В: Кошка-усы;
Д: Дерево - ...(Лес, ствол) и т.д.
Игра «Найди главное»
Предлагается система к ней несколько подсистем, из которых необходимо выбрать две подсистемы, которые являются обязательно частями данной системы.
Пример: лес - охотник, волк, деревья, тропинка, кусты, болото.
Сад – растения, садовник, собака, забор, земля.
Река – берег, рыба, рыболов, тина, вода.
Город – автомобили, здания, толпа, улица, велосипед.
Книга – рисунки, приключения, бумага, закладка, текст.
Больница – палаты, врач, халаты, больные, укол, рентген.
Игра «Что с чем связано»
Цель: учить детей находить связи между предметами, даже, если они связаны не напрямую, а через посредника. Учить делать выводы, о том, что все взаимосвязано.
Например:
Дерево - вода (без воды дерево жить не может).
Пуговица - рубашка (пуговица нужна, чтобы застегнуть рубашку).
Стол - ваза (вазу с цветами ставят на стол).
Рыбка – рука (Рыбку ловят сетью, а сеть забрасывают руками; руками чистят рыбу; кормят ее в аквариуме).
Метод «Системный оператор»
Игра «Назови предмет по свойствам»
Цель: закреплять знания детей об окружающем мире, анализируя знакомые предметы и выделяя их свойства. Активизировать в речи детей понятия о свойствах предметов. Формировать понятие о том, что один и тот же предмет может сочетать в себе несколько признаков.
Например:
Звонкий + Громкий =
Пушистый + Серый =
Усложненный вариант:
Гладкий + Серый + Тихий =
Белый + Съедобный + Мягкий =
Красный + Легкий + Вкусный =
Игра «Что из чего»
Цель: учить детей разбирать любой объект на части, называть эти части, посчитать их количество.
Ход: Воспитатель или ребенок быстро называет предмет (объект), дети должны назвать из чего он состоит.
Усложненный вариант:
Детям предлагают сразу назвать количество частей.
Например: машина – один кузов, один руль, четыре колеса, две большие фары и т.д.