Программа повышения квалификации учителей - внутришкольное повышение квалификации

Программа повышения квалификации работников общеобразовательных организаций

Программа внутришкольного повышения квалификации педагогов, ориентированная на обеспечение готовности педагогических работников к реализации ФГОС ООО

 

Целью внутришкольного повышения квалификации педагогов основной школы по их подготовке к реализации ФГОС ООО является обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС.

 

Задачи:

 

  1. Обеспечение оптимального вхождения педагогов образовательного учреждения в систему ценностей современного образования.

 

  1. Освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям её реализации и оценке достижений обучающихся.

 

  1. Овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС

 

  1. Создание оптимальных условий для мотивации профессионального развития, повышения образовательного уровня педагогических работников с учётом современных требований.

 

  1. Разработка индивидуальных программ повышения квалификации педагогов.

 

  1. Вооружение педагогов новыми профессиональными знаниями, компетенциями, необходимыми для реализации ФГОС нового поколения; прогрессивными педагогическими технологиями.

 

Условия введения новых стандартов и задачи, которые мы определили, явились для нас требованиями для определения характеристик модели повышения квалификации:

 

  • массовость и скорость должен обеспечить каскад;

 

  • наиболее сложные изменения (в профессиональном мировоззрении и профессиональной позиции) как залог прочности и необратимости – гуманитарные технологии;

 

  • укоренение инноваций – командный принцип обучения и деятельности;

 

  • оптимизация процессов коллективного поиска новых технологических решений – принцип обобществления интеллектуальной продукции.

 

Описание модели внутришкольного повышения квалификации

 

Модель внутришкольного повышения квалификации построена с учётом:

 

  • внешних ресурсов: очные курсы с отрывом от работы и без отрыва от работы; очно-заочные курсы; целевые курсы и семинары; дистанционное повышение квалификации; проблемные курсы и семинары; курсы повышения квалификации по модульным учебным программам; курсы и семинары на базе экспериментальных или стажерских площадок муниципального уровня;

 

  • внутренних ресурсов: открытые уроки с обсуждением; мастер-классы; практические занятия; годичные проблемные семинары для учителей; методические месячники; деловые игры; краткосрочные компьютерные курсы для учителей всех предметов, проводимые преподавателем информатики с учетом уровня подготовленности учителей, специфики преподаваемого предмета; тьюторская поддержка педагогов; взаимопосещения; самообразование с выступлениями на педагогических чтениях, методических объединениях учителей и т.п.

 

Для решения задачи по обеспечению стопроцентной готовности педагогических работников образовательного учреждения к введению ФГОС мы используем каскадную командно-сетевую технологию обучения, которая позволяет за короткое время обучить максимальное количество специалистов.

 

В основу программы положены принципы профессионального партнерства.

 

Цель – обеспечить возможность конструирования индивидуальных траекторий профессионального развития каждого учителя, его профессиональных компетенций. Основные тенденции:

 

  • доминирование индивидуально-групповых форм;

 

  • использование активных форм и методов работы;

 

  • технологичность;

 

  • деятельностный подход к обучению;

 

  • педагогика сотрудничества «равный – равному».

 

1 этап  – выявление и подготовка команды педагогов, которые для следующих ступеней каскада будут выполнять функцию тьюторов. Роль тьюторов будут выполнять руководители методических объединений.

 

2 этап – руководители МО формируют команды из учителей образовательного учреждения (проблемные группы, педагогические лаборатории), которые под их руководством осваивают концептуальные основы ФГОС и приступают к проектированию конкретных педагогических продуктов (основная образовательная программа ступени, учебные программы, программы развития УУД и др.). На данном этапе превалируют групповые формы работы, а именно: проблемный педсовет, проблемный семинар, лекция-проблематизация с привлечением экспертов, мастер-класс, круглый стол.

3 этап  – в рамках созданного образовательного пространства каждый учитель осваивает навыки педагогического проектирования (т.е. движется по индивидуальной траектории профессионального развития) под руководством руководителя МО.

этап - продукты педагогического проектирования предъявляются для экспертизы внутренним и внешним экспертам (на педагогических и родительских конференциях, внутришкольных и внешних конкурсах), выявления лучших образцов и их последующего распространения.

 

  • В индивидуальную программу профессионального развития педагога включены следующие разделы:

 

  • Изучение психолого-педагогической литературы.

 

  • Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.

 

  • Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).

 

  • Выбор критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария.

 

  • Участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в системе методической работы.

 

  • Обучение на курсах повышения квалификации.

 

  • Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.

 

  • Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)

 

Дополнением к индивидуальной программе профессионального развития педагога служит портфолио, которое педагог формирует. Портфолио представляет собой папку-накопитель, целью которой является фиксирование, накопление и оценка уровня профессионального развития и роста, а также эффективности труда педагога. В портфолио помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, в том числе с пометками автора, рукописные материалы). В портфолио должна быть должностная инструкция учителя, концепция ФГОС, программы, которые разрабатывались проектной группой.

 

Формы представления результатов педагогической деятельности учителя:

 

  • серия учебных занятий;

 

  • методическая продукция;
  • портфолио;

 

  • собеседование;

 

  • творческий отчет;

 

  • представление результатов педагогической деятельности;

 

  • мастер-класс;

 

  • творческая мастерская;

 

  • педагогический проект;

 

  • профессиональные конкурсы.

 

Методическая продукция педагога (учебно-программная документация):

 

    • рабочие программы по учебным предметам, программы внеурочной деятельности;

     

    • учебно-тематические планы, технологические карты изучения тем курса;

     

    • описание методических особенностей преподавания отдельных вопросов программы, тем, разделов, учебных курсов;

     

    • программно-методическое обеспечение курса;

     

    • модель технологии обучения, описание авторской методической системы учителя;

     

    • проекты (конспекты) учебных, внеклассных занятий, семинаров, деловых игр, лабораторных и практических работ; сценарии предметных праздников, турнирных, конкурсных форм и т.д.

     

     

     

    Ожидаемый результат повышения квалификации - профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС:

     

    • обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;

     

    • принятие идеологии ФГОС общего образования;

     

    • принятие командной (групповой) работы и согласование различных точек зрения как ценности и способа жизни коллектива;

     

    • освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;

     

    • овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС;

     

    • создание общей парадигмы и языка профессионального общения, обеспечивающего преемственность начальной, средней и старшей школы в условиях введения ФГОС

     

     

     

     

     

     

     

 

 

Комментарии