Программа внутришкольного повышения квалификации педагогов, ориентированная на обеспечение готовности педагогических работников к реализации ФГОС ООО
Целью внутришкольного повышения квалификации педагогов основной школы по их подготовке к реализации ФГОС ООО является обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС.
Задачи:
- Обеспечение оптимального вхождения педагогов образовательного учреждения в систему ценностей современного образования.
- Освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям её реализации и оценке достижений обучающихся.
- Овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС
- Создание оптимальных условий для мотивации профессионального развития, повышения образовательного уровня педагогических работников с учётом современных требований.
- Разработка индивидуальных программ повышения квалификации педагогов.
- Вооружение педагогов новыми профессиональными знаниями, компетенциями, необходимыми для реализации ФГОС нового поколения; прогрессивными педагогическими технологиями.
Условия введения новых стандартов и задачи, которые мы определили, явились для нас требованиями для определения характеристик модели повышения квалификации:
- массовость и скорость должен обеспечить каскад;
- наиболее сложные изменения (в профессиональном мировоззрении и профессиональной позиции) как залог прочности и необратимости – гуманитарные технологии;
- укоренение инноваций – командный принцип обучения и деятельности;
- оптимизация процессов коллективного поиска новых технологических решений – принцип обобществления интеллектуальной продукции.
Описание модели внутришкольного повышения квалификации
Модель внутришкольного повышения квалификации построена с учётом:
- внешних ресурсов: очные курсы с отрывом от работы и без отрыва от работы; очно-заочные курсы; целевые курсы и семинары; дистанционное повышение квалификации; проблемные курсы и семинары; курсы повышения квалификации по модульным учебным программам; курсы и семинары на базе экспериментальных или стажерских площадок муниципального уровня;
- внутренних ресурсов: открытые уроки с обсуждением; мастер-классы; практические занятия; годичные проблемные семинары для учителей; методические месячники; деловые игры; краткосрочные компьютерные курсы для учителей всех предметов, проводимые преподавателем информатики с учетом уровня подготовленности учителей, специфики преподаваемого предмета; тьюторская поддержка педагогов; взаимопосещения; самообразование с выступлениями на педагогических чтениях, методических объединениях учителей и т.п.
Для решения задачи по обеспечению стопроцентной готовности педагогических работников образовательного учреждения к введению ФГОС мы используем каскадную командно-сетевую технологию обучения, которая позволяет за короткое время обучить максимальное количество специалистов.
В основу программы положены принципы профессионального партнерства.
Цель – обеспечить возможность конструирования индивидуальных траекторий профессионального развития каждого учителя, его профессиональных компетенций. Основные тенденции:
- доминирование индивидуально-групповых форм;
- использование активных форм и методов работы;
- технологичность;
- деятельностный подход к обучению;
- педагогика сотрудничества «равный – равному».
1 этап – выявление и подготовка команды педагогов, которые для следующих ступеней каскада будут выполнять функцию тьюторов. Роль тьюторов будут выполнять руководители методических объединений.
2 этап – руководители МО формируют команды из учителей образовательного учреждения (проблемные группы, педагогические лаборатории), которые под их руководством осваивают концептуальные основы ФГОС и приступают к проектированию конкретных педагогических продуктов (основная образовательная программа ступени, учебные программы, программы развития УУД и др.). На данном этапе превалируют групповые формы работы, а именно: проблемный педсовет, проблемный семинар, лекция-проблематизация с привлечением экспертов, мастер-класс, круглый стол.
3 этап – в рамках созданного образовательного пространства каждый учитель осваивает навыки педагогического проектирования (т.е. движется по индивидуальной траектории профессионального развития) под руководством руководителя МО.
4 этап - продукты педагогического проектирования предъявляются для экспертизы внутренним и внешним экспертам (на педагогических и родительских конференциях, внутришкольных и внешних конкурсах), выявления лучших образцов и их последующего распространения.
В индивидуальную программу профессионального развития педагога включены следующие разделы:
- Изучение психолого-педагогической литературы.
- Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
- Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
- Выбор критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария.
- Участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в системе методической работы.
- Обучение на курсах повышения квалификации.
- Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.
- Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)
Дополнением к индивидуальной программе профессионального развития педагога служит портфолио, которое педагог формирует. Портфолио представляет собой папку-накопитель, целью которой является фиксирование, накопление и оценка уровня профессионального развития и роста, а также эффективности труда педагога. В портфолио помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, в том числе с пометками автора, рукописные материалы). В портфолио должна быть должностная инструкция учителя, концепция ФГОС, программы, которые разрабатывались проектной группой.
Формы представления результатов педагогической деятельности учителя:
- серия учебных занятий;
- методическая продукция;
- портфолио;
- собеседование;
- творческий отчет;
- представление результатов педагогической деятельности;
- мастер-класс;
- творческая мастерская;
- педагогический проект;
- профессиональные конкурсы.
Методическая продукция педагога (учебно-программная документация):
- рабочие программы по учебным предметам, программы внеурочной деятельности;
- учебно-тематические планы, технологические карты изучения тем курса;
- описание методических особенностей преподавания отдельных вопросов программы, тем, разделов, учебных курсов;
- программно-методическое обеспечение курса;
- модель технологии обучения, описание авторской методической системы учителя;
- проекты (конспекты) учебных, внеклассных занятий, семинаров, деловых игр, лабораторных и практических работ; сценарии предметных праздников, турнирных, конкурсных форм и т.д.
Ожидаемый результат повышения квалификации - профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС:
- обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;
- принятие идеологии ФГОС общего образования;
- принятие командной (групповой) работы и согласование различных точек зрения как ценности и способа жизни коллектива;
- освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;
- овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС;
- создание общей парадигмы и языка профессионального общения, обеспечивающего преемственность начальной, средней и старшей школы в условиях введения ФГОС