Повышение квалификации воспитателей - принципы организации ПК и рекомендации

Принципы и рекомендации организации программ повышения квалификации педагогов ДОО

Рекомендации к реализации содержания разделов обязательной части вариативных программ повышения кваливикации (ПК) для педагогов ДОО

 

Содержание каждой из вариативных программ ПК для педагогов ДОО представ ляет собой единую блочно модульную программу, включающую направления.

 

  1. Базовые компетенции, т.е. компетенции, владение которыми необходимо лю бому специалисту, работающему в области дошкольного образования.
  2. Специальные компетенции, т.е. компетенции связанные с профессией и долж ностью слушателя (руководитель, педагог, педагог психолог и т.п.);

Выделенные направления являются основанием для комплектования учебных групп:

 

— по базовым компетенциям, которые необходимо освоить слушателю для рабо ты в ДОО;

— по компетенциям, связанным с профессией и должностью слушателя (руково дитель, педагог, педагог психолог и т.п.);

— по специальным профессиональным компетенциям, дефицитарный характер которых определяется либо результатами квалификационных испытаний, либо обусловлен инновационными процессами в области дошкольного образования, ли бо отвечают индивидуальным профессиональным интересам слушателя.

На основе единой блочно модульной программы составляются образовательные программы, которые представляют собой маршруты освоения модулей. Для освое ния модулей может быть предложено несколько разных маршрутов.

 

Вариативные программы ПК для педагогов ДОО состоят из следующих частей инвариативной и вариативной частей:

 

Содержание инвариативной части (инвариативный модуль или набор инвари ативных модулей/тем) определяется как необходимое и обязательное для достижения запланированных результатов обучения. В содержание обязательной части входит оптимальный объем теоретических знаний, необходимых для формирования профессиональных практических компетенций, заявленных в данной программе.

 

Изучение обязательной части — первый и необходимый этап в прохождении лю бой вариативной программы ПК для педагогов ДОО. Например, в содержание обя зательной части вариативной программы, направленной на изучение ФГОС до школьного образования, включены следующие темы:

 

— Дошкольное образование в системе современного российского образования;

 

— Нормативно правовые основы введения ФГОС дошкольного образования;

 

— Теоретические основы ФГОС дошкольного образования;

 

— Структура, основное содержание и особенности ФГОС дошкольного образова ния и др.

Без изучения содержания данных тем сложным становится изучение вариатив ных модулей, направленных на формирование таких профессиональных компетенций, как: организация предметно развивающей среды, взаимодействие участников образовательного процесса и др.

 

Изучение содержания обязательной части программы является фундаментом для освоения любого из вариативных модулей.

Содержание вариативной части может формироваться как из модулей/тем, расширяющих и углубляющих содержание инвариантной части, так и из моду лей/тем, дополняющих инвариантную часть освоением других компетенций, не со держащихся в инвариантной части. Оно не является необходимым для достижения запланированного результата и не является обязательным для всех.

 

Выбор вариативных модулей вариативных программ ПК для педагогов ДОО на прямую зависит от образовательного ценза слушателя, от опыта педагогической ра боты и от результатов прохождения им квалификационного испытания.

 

Образовательный уровень слушателя является первоочередным фактором при оп ределении объема необходимых учебных часов, а также процентного соотношения те ории и практикоориентированных форм обучения. Например, для слушателя, не име ющего специального педагогического образования, длительность обучения по про грамме ПК должна быть максимальной и обязательно включать изучение достаточно широкого спектра научно методологических знаний по дошкольному образованию.

 

Опыт педагога также влияет на выбор вариативных модулей. Молодому специа листу, начинающему самостоятельную профессиональную деятельность после окончания ВУЗа, в первую очередь будет рекомендовано прохождение модулей, со держание которых носит практико ориентированный характер.

 

Результаты прохождения квалификационного испытания дают возможность вы явить проблемные зоны в структуре профессиональной компетентности педагога ДОО. Определение компетенций, сформированных на уровне, недостаточном для эф фективного осуществления педагогической деятельности, становится отправной точ кой в планировании дальнейшего индивидуального образовательного маршрута ПК.

 

Предложение и выбор образовательного маршрута (основное направление, блоки/модули) в рамках единой блочно модульной программы — это структурирова ние и отбор содержания на общем уровне. Предложение и выбор образовательного маршрута внутри модуля (учебные темы) означает структурирование и отбор содер жания на индивидуальном уровне.

 

Кому из педагогов ДОО нужно проходить повышение квалификации

 

При проведении апробации сетевых образовательных программ для педагогов ДОО возникает потребность уточнения категории обучающихся педагогов ДОО и переформатирования содержания модульных программ под задачи инновационного образования.

 

Можно условно выделить четыре категории педагогов ДОО:

 

— специалисты с опытом работы и специальным образованием;

 

— молодые специалисты ДОО без опыта работы;

 

— начинающие специалисты ДОО без специального педагогического образования;

 

— специалисты ДОО, имеющие опыт работы, но без специального образования. Очевидной является необходимость учета разных уровней профессиональной компетентности в целом и уровня развития отдельных компетенций у данных категорий слушателей при выборе содержания модульных программ.

 

Например, для категорий молодых специалистов ДОО без опыта работы наибо лее актуальными и востребованными будут сетевые формы организации программ ДПО в форме стажировки на базе ресурсного центра, дающей возможность погружения в практическую деятельность под супервизией опытного специалиста.

В то же время для специалистов с опытом работы и специальным образованием стажировка создает условия, в которых они смогут поделиться своим профессио нальным опытом.

Категории специалистов, не имеющих специального образования, безусловно, нуждаются в теоретической базе перед освоением практических компетенций.

Формирование определенных категорий слушателей создает базу для построения индивидуального образовательного маршрута для каждого педагога дошкольной орга низации. Именно на основе особенностей каждой категории и знания ресурсных и проблемных профессиональных зон, выявленных в результате квалификационного испытания, и будет создаваться образовательная траектория обучающегося.

 

Такой же подход правомерен при формировании категорий слушателей программ ПК и для других специалистов, работающих в дошкольном образовательном учреждении (например, педагогов психологов).

 

Система ДПО для педагогов ДОО сегодня является основной формой выполне ния индивидуальных профессиональных запросов значительной части специалис тов. Индивидуализация профессиональных запросов педагогов продиктована требо ваниями, предъявляемыми к содержанию образовательного процесса в системе по вышения квалификации и профессиональной переподготовке педагогов ДОО в кон тексте введения ФГОС ДО.

 

Очевидно, что для решения профессиональных задач педагога ДОО в условиях мо дернизации образования требуется создание новой, персонифицированной модели по вышения квалификации педагогов ДОО, где работа строится с учетом реальных кон кретных потребностей слушателя в овладении той или иной профессиональной компе тенцией. Процесс повышения квалификации будет значительно эффективнее при усло вии обучения педагогов психологов по отдельным модульным краткосрочным програм мам, учитывающим конкретные потребности педагогов в овладении той или иной ком петенцией и предлагающим индивидуальную образовательную траекторию.

 

Индивидуальная образовательная траектория, или индивидуальный образова тельный маршрут, определяется учеными как целенаправленно проектируемая диф ференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающимся позицию субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. Такой подход позволяет рассматривать индивидуальный образователь ный маршрут педагога психолога с двух точек зрения: как один из множества воз можных вариантов самоопределения и самоактуализации профессиональных ком петентностей личности и как результат взаимодействия обучающегося с образова тельной средой с целью выработки компетентной профессиональной деятельности.

С учетом перечисленных факторов могут быть составлены следующие типовые макеты. Для молодых специалистов с высшим и средним специальным образовани ем необходимо предусмотреть большее количество практикориентированных заня тий. С этой целью могут быть использованы стажировки, в которых происходит ак тивное взаимодействие начинающего специалиста и наставника. Эта форма занятий дает возможность не только увидеть работу опытного специалиста в реальных усло виях, но и проанализировать успешные и проблемные моменты, получить компе тентные методические консультации.

 

Стажировка также предусматривает практические занятия и получение суперви зии по определенным видам и направлениям работы. Для начинающих специалис тов, не имеющих специального профессионального образования, в типовом макете должны присутствовать модули теоретического плана и практическая подготовка. Теоретические основы необходимы данной категории слушателей, но они также нуждаются и в освоении различных практических технологий.

 

Педагоги с опытом работы более пяти лет уже владеют определенным практиче ским арсеналом, но им требуется обмен имеющимся у них опытом, ознакомление с авторскими разработками своих коллег т.п. Особое внимание необходимо уделить обновлению теоретической базы данной категории педагогов — современные педа гогика и психология активно развиваются и предъявляют повышенные требования к специалистам. Именно для этих специалистов актуально развитие навыков само рефлексии.

Важным является вопрос о формировании и развитии компетенций, связанных с электронными технологиями, с работой с различными информационными ресурса ми и т.д. Владение современными технологиями в сочетании с практическим опы том создает основу для раскрытия профессионального потенциала педагога.

 

Для педагогов со стажем работы более 15 лет важны все перечисленные формы повышения квалификации, именно в этом диапазоне стажа могут наступать профес сиональное выгорание и профессиональная деформация специалиста. Принимая во внимание эти профессиональные и личностные проблемы, необходимо выстраивать типовой макет программ повышения квалификации для данной категории специа листов.

 

Наиболее интересно продвижение в персонифицированном образовательном маршруте, который разрабатывается в традициях развивающих психологических технологий личностного роста.

 

Специфика индивидуального образовательного маршрута педагога ДОУ при этом сводится к развитию профессиональной компетентности как значимому элементу про фессиональной успешности специалиста посредством развития и самоактуализации уже сформированных профессиональных компетенций. В связи с этим использование индивидуального учебного плана обучающегося позволяет реализовать различные об разовательные потребности учащихся, работодателей. Индивидуальная образователь ная программа выполняет нормативную, информационную, мотивационную, организа ционную функции и функцию самоопределения обучающегося, которая является веду щей. В основе построения индивидуального образовательного маршрута при этом ле жат три важнейших процесса: конструирование, прогнозирование и проектирование.

 

При проектировании индивидуального образовательного маршрута особое вни мание должно уделяться результатам квалификационного испытания в форме тес тов на входе в программу и на выходе из нее.

 

Результат освоения вариативных программ совершенствования компетентности в сфере педагогики и психологии на определенном вертикально горизонтальном уровне ДПО при этом проявляется в качественном переходе с одного вертикально го и/или горизонтального уровня профессионального становления и личного квали фикационного опыта к другому, более высокому:

 

— внедрение модели организации повышения квалификации работников образо вания, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению их квали фикации;

 

— создание оптимальных условий для реализации непрерывного дополнительно го профессионального образования различных категорий специалистов, максималь ное удовлетворение их профессиональных потребностей через конструирование ин дивидуальной образовательной программы и выбор индивидуального образователь ного маршрута повышения квалификации.

 

При проектировании индивидуального образовательного маршрута специалиста необходимо учитывать следующие факторы: анализ результатов выполнения мето дики квалификационного испытания (тестирования), уровень образования и опыт работы специалиста.

 

Создание индивидуального образовательного маршрута осуществляется поэтапно: Типовые макеты для апробации программ повышения квалификации также создаются с учетом особенностей различных категорий слушателей. 

— специальность;

 

— уровень образования;

 

— опыт работы.

 

Специальность: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог психолог дошкольного образовательного учреждения.

 

Уровень образования: высшее специальное (педагогическое, психологическое), среднее специальное (педагогическое), высшее, но другого профиля, среднее другого профиля.

 

Опыт работы: отсутствие опыта, до 5 лет, от 5 до 15, более 20 лет.

Комментарии