Ярослав Кузьминов: образование в России надеется на государственно-частное партнерство

О вариантах финансирования Программы ВШЭ (Ярослав Кузьминов) и ЦСР (Алексей Кудрин)

11 апреля в Национальном исследовательском университете-Высшая школа экономики в рамках XIX Апрельской международной конференции прошла презентация и обсуждение экспертного доклада «12 решений для нового образования», подготовленного ВШЭ в содружестве с Центром стратегических разработок Алексея Кудрина. Доклад вызвал фурор. Тем более, что предложенные в нем прорывные решения по сути предполагают радикальную смену курса нынешнего руководства Минобрнауки.

«12 решений — это программа-максимум, они предложены для того, чтобы увидеть весь спектр необходимых изменений»,- обозначил суть предлагаемых перемен ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Самыми же важными из них являются четыре: выравнивание образовательных возможностей детей; обновление подростковой школы; создание условий непрерывного образования взрослых; обеспечение равного доступа к качественному профессиональному образованию. И все это — на основе индивидуальных траекторий обучения, что в корне противоречит новому официальному тренду всеобщей унификации образования.

Впрочем, развитие этих направлений возможно лишь при условии достаточного финансирования системы образования. И с этой точки зрения доклад дает три сценария в зависимости от доли ВВП, выделяемой государством на отрасль: оптимальный, промежуточный и безнадежный. Сценарий инерционный или безденежный, по оценке Кузьминова, исключены в принципе. Однако с учетом того, что у государства имеются и другие социальные обязательства, системе образования не стоит рассчитывать на максимально желаемое финансирование. А это значит, что из предложенных проектов и подпроектов нужно выбрать самые важные и определить, чем мы можем в данный момент поступиться. (Полная «стоимость» программы, уточнил Кузьминов РОСВУЗу составляет около 4,3 трлн руб.).

Правда, в образование также готовы вкладывать свои деньги 60% семей, сообщил Кузьминов. Однако «механизмы софинансирования не должны затрагивать право на бесплатное образование, гарантированное Конституцией,- подчеркнул он.- Не менее важно привлекать и средства бизнеса, использовать государственно-частное партнерство для решения инфраструктурных проблем образования. Еще один ресурс изменений – развитие цифровой среды: с ее помощью можно добиться результатов с меньшими финансовыми затратами, чем если использовать только традиционные формы».

Решать предстоит и другую острейшую проблему: высокий уровень образованности населения вкупе с высокой доступностью образования не приводят в нашей стране к росту производительности труда, констатировал научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин. В странах с высоким доходом 70% национального богатства составляет именно человеческий потенциал, капитализированный в интеллектуальных продуктах и сервисах. Но в России это лишь 48%. И проблема заключается в недостаточном качестве образования: так, мы пока недостаточно успешно формируем у школьников навыки XXI века. Согласно результатам исследования PISA, менее 2% российских школьников достигают высшего уровня в трех областях базовой грамотности, а в Южной Корее – 6,5%.

Проблемы связаны еще и с тем, что Россия драматически отстает от стран-конкурентов по уровню финансирования образования, напомнил Фрумин. В последние годы уровень реального финансирования образования значительно снизился, и средств не хватает. Затруднено внедрение нужных и важных опций, повышающих образовательный результат. Характерный пример – рабочие тетради для школьников, делающие учебный процесс более комфортным. Регионы не готовы тратить бюджетные деньги на их ежегодную закупку, а родители не готовы тратить свои, поскольку считают, что общее образование должно быть полностью бесплатным. Короче, и тут вылезает проклятый вопрос денег.

Лишьь глава департамента образования Москвы Исаак Калина призвал учитывать не только экономические показатели эффективности привлечения дополнительных средств в систему образования, но и социально-педагогические, как это делается в Москве. При этом, по его мнению, рост бюджетных расходов на образование не нужно растягивать на несколько лет. Опыт Москвы показывает, что выделение больших средств в течение полутора лет дает длительный эффект. И Московская электронная школа — тому лучшее подтверждение.

Вообще, будущее образования немыслимо без «цифрового формата», согласился президент группы компаний «Просвещение» Владимир Узун, тут же предложив начинать преобразования со старшей школы, где сейчас учатся 3,5 млн ребят. В этой программе, по его словам, уже готов участвовать бизнес, так что средства, которые вкладывает государство, в этом случае удастся увеличить вдвое. «Уже готовы финансовые модели и дорожные карты, выявлены барьеры, которые мешают частному бизнесу инвестировать в образовательную отрасль. Намечены конкретные меры, которые помогут их устранить», — заверил он.

Отечественные школы нуждаются в программе модернизации, которая позволит создать образовательную среду, соответствующую современным запросам на рынке труда, подчеркнул он. А без участия бизнеса в этой программе обойтись не получится, и это чистая правда. О необходимости государственно-частного партнерства в образовании любят говорить и власти. Однако на деле, к сожалению, такого партнерства не складывается — взять хотя бы ситуацию с частными школами и вузами. Впрочем, это уже другая тема, подробно остановиться на которой РОСВУЗ планирует в самое ближайшее время.

 
Источник - rosvuz.ru
 
Комментарии