Множество случаев неумышленного урона, причиняемого продавцам различных товаров, происходит ежедневно.
В соответствии с законодательством, в отношениях между покупателем и продавцом заключается договор купли-продажи, который реализуется в момент выдачи чека за товар, речь идет о товарах, продаваемых в розницу. До заключения этой сделки товар не считается собственностью покупателя и возможные риски по его порче принимает продавец. После принятия оплаты и оформления сделки все вопросы по хранению, транспортировке, а главное — по сохранности товара становятся проблемами покупателя.
В итоге можно сделать вывод о том, что, случайно испортив товар в торговом зале до его оплаты, покупатель не должен ничего возмещать. Это подтверждают статьи 459 и 493 ГК РФ.
Зачастую в случаях нанесения урона при повреждении имущества продавца возникают спорные ситуации.
Какие факторы и обстоятельства стоит принять во внимание
Различные нюансы, имеющие место в каждой конкретной ситуации, могут значительно повлиять на разрешение спора. К примеру, в статье 1064 ГК РФ говорится об ответственности за порчу имущества любого гражданина и о необходимости возмещения нанесенного урона. Представители магазина, руководствуясь этой статьей, в случае необходимости могут требовать оплаты поврежденного товара. Ведь посетитель магазина признается покупателем лишь после того, как он продемонстрирует намерения купить товар и оплатит его.
Решить, какие аргументы при доказательстве своей правоты стоит использовать как продавцу, так и покупателю, подскажет юрист.
Особенности, влияющие на принятие решения
Главным критерием решения спорного вопроса будет наличие доказательств вины или невиновности лица, нанесшего магазину ущерб. Преднамеренная порча товаров должна быть наказуема, и ущерб будет возмещен, а если потери возникли по неосторожности, халатности, невнимательности, нужно будет принять во внимание все аргументы и сторонам прийти к согласию. Соблюдение магазином всех норм по размещению товаров является гарантией их сохранности и защищённости от случайных повреждений.
Организация работы, оформления и уборки торговых точек строго регламентирована, но все же на практике возникают разные ситуации, связанные с риском, уберечься от которых невозможно.
Примеры случайных повреждений
Нанесение ущерба чаще всего связано с повреждением тары товара, в особенности тары из стекла. Неумышленно разбитые бутылки или банки со стеллажей магазина не должны оплачиваться покупателем. Для подтверждения таких случайностей в оправдание лица, нанесшего ущерб, можно использовать запись с камер видеонаблюдения. Примерами случайного повреждения могут быть ситуации, при которых товар был задет рукавом или полой одежды, размещен слишком тесно, неудобно для покупателя.
Любой человек может поскользнуться, упасть, неловко повернуться и что-то повредить. Исходя из обстоятельств возникает ответственность сторон за ущерб. В случае неумышленного причинения вреда до совершения покупки потенциальный покупатель невиновен. У администрации магазина может быть своя позиция и по вопросам порчи товара. На принятие решения может повлиять как стоимость поврежденной позиции, так и то, заложена ли стоимость случайного урона в стоимость товаров магазина.
Если стороны не приходят к согласию
В спорных ситуациях представители обеих сторон имеют право обратиться в суд. Покупатель в таком случае имеет право:
- требовать жалобную книгу и сделать в ней запись о случившемся;
- требовать составления акта представителями магазина о порче товара.
При этом в акте должны быть отражены все детали и обстоятельства произошедшего, согласно мнению обеих сторон. Администрация торговой точки может требовать возмещения ущерба через суд. До решения суда при возникновении спора никто не вправе требовать возмещения ущерба. Юридически неграмотный человек может ошибиться, неправильно выбрать приоритеты, просто не знать положений Гражданского кодекса, не учесть значимых факторов. Юрист проанализирует ситуацию и укажет, чем именно нужно аргументировать, на что обратить внимание в суде. Для подтверждения своей позиции и уточнения обстоятельств лицам, участвующим в конфликте, необходима свидетельская поддержка.