Педагоги посетили семинар «Технологические карты пошагового внедрения в работу ДОУ игр и тренингов системы ТРИЗ», изучили сценарии работы интерактивной песочницы, светового интерактивного напольного покрытия и многое другое. Впечатления от увиденного у гостей МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО» остались необычайно яркие.
- Больше всего, конечно, поразили дети – увлеченные, деятельные, они, кажется, с рождения знали и понимали эту высокотехнологичную, интерактивную реальность, которая человеку непосвященному со стороны может показаться фантастической. Представьте: вокруг все двигается, меняется, трансформируется, функционирует; даже обычная, казалось бы, груда железных деталей оказывается почти живым существом. И дети, в том числе младшие школьники, чувствуют себя в окружении этого искусственного разума комфортно и органично, - говорит Анна ЯШКИНА, заместитель заведующего д/с №20 по ВМР.
По ее словам, многое из увиденного на чемпионате педагогам можно брать на вооружение и применять в повседневной профессиональной деятельности. Например, очень полезной стала информация о системе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и ее возможностях. Автор данной теории – бакинский ученый, писатель-фантаст Генрих Альтшуллер – считает, что технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определенным законам, которые можно понять и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. Исходя из этого, главная цель ТРИЗ-педагога – воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Кроме этого, в ходе деловой программы чемпионата особое внимание сотрудников «Золотого петушка» привлекла интерактивная песочница. Это компактное устройство, которое можно разместить в стандартном групповом помещении детского сада, дает безграничные возможности для организации познавательной деятельности детей. С помощью световых эффектов песчаный рельеф превращается в поверхность Земли и позволяет малышам наглядно изучать слои картографического ландшафта, жизнь вулканов, океана, ледниковый период и так далее.
- Устройство, безусловно, недешевое, но для дошкольного образовательного учреждения подобное приобретение было бы, конечно, очень полезно, - считает Анна Александровна. – Это неограниченный простор для творчества, причем дети организуют его самостоятельно; роль педагога – только направлять воспитанников и активизировать необходимые опции песочницы. Прекрасный вариант и для развития творческих способностей, и для профессионального ориентирования детей.
Именно максимально раннее профориентирование, позволяющее выявлять индивидуальные склонности и таланты ребенка, является одной из задач региональной программы «Уральская инженерная школа». В «Золотом петушке», который уже не первый год движется в авангарде образовательных инноваций, реализуемых в нашем муниципалитете, в рамках данного направления работает дополнительная услуга для детей с трех лет – «лего-конструирование».
Для организации занятий руководством детского сада №20 были приобретены профессиональные наборы «Лего», где, помимо строительных элементов, присутствуют лего-жители – представители различных профессий. Площадкой для создания конструкций служат строительные пластины – на профессиональном языке они называются планшетами. Стоимость приобретенного оборудования составила порядка 150 тысяч рублей.
С того момента, когда «лего-конструирование» появилось в перечне дополнительных образовательных услуг «Золотого петушка», интерес к данному направлению постоянно растет. Сейчас занятия посещает каждый четвертый воспитанник детского сада - это вторая по популярности дополнительная образовательная услуга. Не так давно из небольшого кабинета юные строители и архитекторы переместились в просторный зал, где каждому ребенку доступна свобода не только творчества, но и движения.
- Занятия бывают трех видов: по схеме, по заданным условиям и по замыслу, - рассказывает Светлана ЗИМИНА, педагог дополнительного образования детского сада №20. – Больше всего детям, конечно, нравится третий вариант – по замыслу, когда можно свободно выразить свою идею и материализовать ее с помощью «Лего». На занятия и малыши, и ребята постарше идут с удовольствием. Можно отметить, что профессиональные наборы «Лего» не имеют аналогов, поскольку, в отличие от игровых наборов, они ориентированы на образовательную деятельность; это обучение через игру. Также наши занятия стимулируют коммуникативные навыки детей, ведь для выполнения общей задачи им необходимо наладить общение, научиться взаимодействовать друг с другом. Некоторые ребята, у которых отмечались трудности речевого развития, начинают лучше говорить, природная замкнутость уступает место диалогу.
На занятии, где нам выпала возможность присутствовать, прежде всего, обращают на себя внимание выражения лиц маленьких конструкторов. Интенсивная работа мысли. Отрешенность от окружающей действительности и погружение в мир собственных фантазий. Упрямо сжатые губы, сведенные брови – не получается. Восторг озарения, радостный возглас – нашел! Кто-то, не замечая ничего вокруг, закусив губу, трудится над материализацией своей мега-идеи. Кто-то, отыскав единомышленников, в шесть рук обустраивает придуманный техно-город и наполняет его новыми жителями, обсуждая каждую деталь, на ходу рождая новые идеи и грандиозные планы. Самый частый кадр фотохроники – руки, которые тянутся к коробке с кубиками, как к сундуку с таинственным сокровищем.
Удивляться здесь нечему - конструкторы «Лего» известны во всем мире. Ежесекундно в мире продают семь коробок конструктора и выпускают более 600 деталей. Эта игрушка, опередив «Монополию» и Барби, признана лучшей в мире.
Несмотря на то, что в «Золотом петушке» занятия по лего-конструированию посещают около 60 детей, руководство детского сада не планирует останавливаться на достигнутом результате. По словам заведующего детским садом №20 Ларисы ЛАПТЕВОЙ, в планах руководства ДОУ на ближайшее будущее – введение в занятия элементов робототехники. Это прикладная наука на пересечении механики, электроники и компьютерных технологий, с помощью которой создаются автоматизированные технические системы. Звучит сложно... Но уже сегодня многие мальчишки увлечены созданием и программированием настоящих роботов.