«Конституция» для отечественной науки и высшей школы может появиться уже в этом году. 20 марта на парламентских слушаниях в Совете Федерации обсуждали проект федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации». А 4 апреля 2018 года прошло очередное заседание Комитета Государственной Думы по образованию и науке, также касавшееся отдельных аспектов подготовки научных и профессиональных кадров, в том числе развития механизмов профессионально-общественной аккредитации.
Об актуальных вопросах реформы образовательной системы, общественных проектах в поддержку президентской программы Десятилетие детства и осторожном подходе к инновациям в школе рассказывает заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы ФС РФ Любовь Николаевна Духанина:
— 1 февраля 2018 года в стенах Российского университета дружбы народов прошел Первый профессорский форум, по инициативе Российского профессорского собрания объединивший более тысячи представителей высшей школы почти всех регионов страны. На ваш взгляд, способны ли такие общественные проекты способствовать формированию независимых центров экспертизы и групп влияния в рамках продолжающейся реформы образования? По Вашему мнению, каковы оптимальные форматы и механизмы взаимодействия педагогической общественности и чиновников?
— Ключевых вопросов — два: качество общественных инициатив и открытость исполнительной власти для их обсуждения. Всегда остается опасность того, что руководитель образовательной организации – вуза, школы, спортивного центра – будет уволен одним днем за несогласие с позицией исполнительной власти. Это очень тонкий момент: с одной стороны, учредитель вправе рассчитывать на исполнение своих распоряжений, если он действует в рамках закона. И, как правило, у него есть основания для принятия даже непопулярных решений. С другой стороны, поскольку мы живем в демократическом обществе, где гражданские свободы и право на высказывание собственного мнения должны занимать одно из первых мест, такие решения должны сначала обсуждаться с профессионалами, с общественностью. Им должна быть дана всесторонняя оценка. Поэтому наиболее сильное экспертное сообщество складывается там, где во главе стоит относительно независимый человек, чье мнение при этом имеет вес среди профессионалов. Только в этом случае мы можем быть уверены в качестве инициатив. Доверие к экспертному совету также играет очень важную роль. И рядовые педагоги, и родители, и учащиеся должны быть уверены, что их мнение будет учтено, что им объяснят какие-то нюансы, что их не заставят замолчать. Любая реформа должна быть понятна тем, кого она коснется.
— Любовь Николаевна, на основании Указа Президента Российской Федерации в России стартовало Десятилетия детства (2018-2027 гг.) Утвержден ли в настоящее время Правительством РФ предусмотренный Указом план первоочередных мероприятий (2018-2020 гг.)? Можно ли сказать, что Десятилетие действительно уже реализуется не только на бумаге?
— На сайте Министерства труда РФ в настоящий момент опубликован только проект Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства. До сих пор продолжаются общественные обсуждения. Но несмотря на это, многие проекты уже стартовали и успешно реализуются. В нашей стране вопросами детства занимаются всегда, и на уровне государства, и на уровне частных инициатив. Десятилетие детства должно закрепить некоторые решения, для которых нужна государственная воля. Есть, например, инициатива Минпромторга ввести социальные карты на детские товары, что станет значительной финансовой поддержкой для российских семей. В первую очередь, для многодетных и малообеспеченных, а также семей с детьми-инвалидами. В дополнительном образовании мы видим решение в именном сертификате, благодаря которому ребенок сможет на усмотрение семьи бесплатно посещать кружок или секцию в любом образовательном учреждении, государственном или частном. Должны быть созданы системные механизмы для реализации инициативы президента России Владимира Путина по увеличению мест в яслях. Здесь, как и в других сферах, нужно совершить резкий рывок.
— Вы являетесь координатором проекта ОНФ «Равные возможности – детям». Каковы цели, аудитории и основные направления этого проекта?
— Проект Общероссийского Народного фронта «Равные возможности – детям» ставит целью увеличить количество кружков, секций и образовательных программ, которые являются для российских семей бесплатными. Мы используем в работе все доступные нам инструменты – развитие образовательного волонтерства, организация мобильных образовательных программ для удаленных территорий, привлечение работодателей, вузов, колледжей. По каждому из этих направлений ведется серьезная работа. К сожалению, сегодня каждый третий ребенок в России не имеет возможности получать дополнительное образование. Чаще это связано с отсутствием финансов и территориальной удаленностью. Общероссийский Народный фронт неоднократно обращал внимание на то, что высокая плата за допобразование – одна из наиболее острых проблем, волнующих родителей.
Всероссийский мониторинг доступности дополнительного образования, проведенный Народным фронтом с участием 22,5 тыс. родителей, показал, что 29% детей получают дополнительное образование полностью на бесплатной основе, причем некоторые из них посещают два, три, а иногда и четыре бесплатных кружка, в то время как 18% детей занимаются полностью платно. В среднем одна семья платит за дополнительное образование ребенка 2,6 тыс. руб. в месяц, за двоих – около 3 тыс. руб. Расходы многодетных семей начинаются от 6,5 тыс. руб. Для большинства семей это очень большие деньги.
В майском указе Президента РФ стоит задача увеличить к 2020 г. число детей, получающих дополнительное образование, до 75%. Однако в некоторых регионах не только не увеличивается количество детей в кружках и секциях, но снижается количество самих организаций. Мониторинг ОНФ показал, что в общей сложности в России с начала 2016 года закрылось почти 60 организаций дополнительного образования и более 50 кружков. Основная причина закрытия кружков – нехватка денежных средств. Более 2000 детей были лишены возможности получать дополнительное образование. А ведь именно на таких занятиях у детей появляется возможность заниматься интересующими их вещами и реализовываться в той или иной области. Поэтому Народный фронт и запустил проект «Равные возможности –детям», и он уже был поддержан и Министерством образования и науки, и общественностью, и профессиональным сообществом.
— В качестве одной из общественных инициатив в поддержку президентской программы Десятилетие детства недавно стартовал национальный детско-юношеский конкурс поэтов-песенников «Талант, согревающий теплом», ориентированный на детей-сирот, подростков с ограничениями по здоровью, воспитанников детских домов-интернатов, учреждений ФСИН и т.д. Его инициатором стала 11-летняя московская школьница Александрия Лаптева. На ваш взгляд, могут ли такие инициативы способствовать привлечению внимания к программе Десятилетие детства, общества в целом к проблемам таких детей и семей?
— Да, безусловно. В рамках проекта ОНФ «Равные возможности – детям» мы уделяем большое внимание тому, чтобы дети с особенностями здоровья могли получать дополнительное образование того же уровня, что и их сверстники. Есть опыт, когда дети с ментальными нарушениями занимаются робототехникой и легоконструированием в инклюзивных группах. И это не единичный случай. Такие инициативы должны быть поддержаны властью, если они исходят от общества.
— Ваша статья в газете «Известия» от 20 февраля 2018 года призывает быть осторожными в образовательных инновациях, которых, по ощущениям, стало в последнее время чересчур много. «Грешат» этим и Ваши коллеги-парламентарии. Что стоит за этим явлением? Объективная реальность и тогда действительно нужно углублять образовательную реформу? Или это отражает только личные или узкогрупповые интересы и амбиции?
– Есть и откровенно популистские инициативы, но при этом есть и те, которые вынашиваются и обсуждаются годами. Иногда какой-нибудь чиновник или парламентарий «вбрасывает» в СМИ резонансную тему, например, перенести каникулы, начало учебного года, отменить ЕГЭ, ввести срочно какой-нибудь новый предмет, сделать учителя ответственным за то, что ребенка заметили на митинге и т.д. И все начинают это комментировать. При здравом рассуждении оказывается, что некоторые из этих «инициатив» уже давно реализованы, например, школа и так по закону самостоятельно устанавливает и график каникул, и образовательную программу. Поэтому нет никаких проблем с тем, чтобы воспользоваться данным по закону правом, если этого захотят родители и это будет осмысленным с точки зрения образовательного процесса. Сложности начинаются тогда, когда нужно от заявлений «Мы заставим!» переходить к реальным договоренностям с директорами школ и родительским сообществом. До этого процесса, как правило, инноваторы не доходят, и представляют его себе весьма слабо. При этом есть проблемы в образовании, которые нужно решать. Некоторые из них системные, некоторые – структурные. Но это не означает, что для их решения нужна реформа, есть просто вещи, которые были не доделаны: примерные образовательные программы, экспертиза учебников, охрана здоровья школьников, атмосфера в школе и система воспитания, нагрузка и зарплата учителя. Для того, чтобы выходить с инициативами по этим вопросам, нужно в них разбираться. И самое главное – нельзя преследовать те самые «личные или узкогрупповые интересы». Изменения в системе образования требуют общественного договора.
— В новом законопроекте о науке, разработкой которого занимается Минобрнауки, отсутствует ученые звания «профессора» и «доцента». Такие данные привел глава ВАК, ректор РУДН В.М. Филиппов, выступая 20 марта 2018 на парламентских слушаниях в Совете Федерации. Каково ваше мнение о данном законопроекте? Солидарны ли вы с точкой зрения председателя думского комитета по образованию В.А. Никонова, который на недавней коллегии Минобрнауки тоже критиковал чиновников за этот законопроект?
— Мы сейчас много говорим о том, что нужно повышать престиж научной работы и научных кадров. И все меры, которые принимаются в части регулирования этой сферы, должны быть прямо или косвенно на это направлены. Звания «профессор» и «доцент» имеют давнюю традицию, порядок их присвоения понятен, они высоко ценятся в научно-педагогическом сообществе. К чему приведет их отмена? Для их получения люди много трудились, и будут справедливо возмущены, если звания их в итоге лишат. Кроме того, эти звания способствовали увеличению заработной платы. В целом над законопроектом, действительно, нужно поработать, учесть мнения, которые высказывают Российская академия наук, ведущие вузы, ученые.
Источник - gosrf.ru