Будущее не для сельских школ?
Закрытие учреждений образования ведет к вымиранию российской деревни, что чревато рисками потерь огромных пространств.
Школы и больницы — два столпа, которые поддерживают российское село, их закрытие оборачивается оттоком жителей в города и ведет к вымиранию деревень. Все это может привести к появлению обширных безлюдных территорий. О том, какие проблемы испытывают сегодня сельские школы и что нужно предпринять для их решения, обсуждали в Совете Федерации.
Первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин в ходе парламентских слушаний в Совфеде привел несколько цифр, которые лучше всего иллюстрируют положение сельской школы.
«В 1995 году в России было 67 тыс. школ. К 2016 году осталось 42,6 тыс. За эти годы мы лишились 24,5 тыс. школ. Сельских школ было 47 тыс., осталось — 24,6 тыс. Сокращение составило 22,5 тыс. Таким образом, из 24,5 тыс. школ, которых мы недосчитались, 22,5 тыс. — это сельские школы», — отметил парламентарий.
«Действующий министр образования и науки Ольга Васильева высказалась за то, чтобы мы остановили ликвидацию сельских школ. То же самое говорил ее предшественник Дмитрий Ливанов. Но сокращение продолжается. За последние три года оптимизировали еще 2,5 тыс. школ», — добавил он.
По словам Смолина, «оптимизация» начала ускоряться в 2005—2006 годах, когда в стране стали активно внедрять подушевое финансирование. Понятно, что при таком подходе к распределению денег первыми полетели именно малокомплектные сельские школы.
«Нам говорили, что сокращаются школы, потому что „сокращаются“ дети. Но на самом деле количество детей сокращалось медленнее, чем школ, и сейчас мы наблюдаем даже некоторый рост числа школьников, при том, что количество школ продолжает сокращаться», — отметил Смолин.
Замминистра образования и науки Татьяна Синюгина тоже привела любопытные цифры. Из 42 тыс. российских школ 13,7 тыс. не имеют высокоскоростного интернета. Подавляющая часть — это сельские школы. Около 2 тыс. учебных заведений не имеют подключения к интернету вообще.
По словам замминистра связи и массовых коммуникаций Дмитрия Алхазова, подключением небольших населенных пунктов — от 250 до 500 жителей — к магистральным волоконно-оптическим линиям связи занимается Минсвязи. Таких населенных пунктов в списке ведомства 14 тыс. По словам чиновника, в 5,5 тыс. сел уже протянули сеть. «В этих селах находятся 3,4 тыс. школ, из которых фактически подключились к интернету 2,4 тыс.», — отметил Алхазов.
«Программа выполнена на 40%. Мы планировали закончить проект до конца 2018 года, но последние несколько лет финансирование сокращалось, и график растянулся до 2024 года. Рассчитываем, что больше переносов не будет», — сказал он.
Но доступность образования, особенно на селе, — это не только количество Мбит, это в первую очередь количество километров от дома до школы. По словам замминистра образования и науки Татьяны Синюгиной, 821 тыс. детей ежедневно возят в школу автобусы.
В прошлом году был принят закон, который запретил перевозить детей на машинах старше 10 лет, чем поставил сельские школы в тупик. Если следовать правилам, можно оставить детей даже без того, что есть.
«Мы обновляем школьный парк. Но это неправильно — списывать все автобусы старше 10 лет, руководствуясь только сроком эксплуатации. Безопасность перевозок не всегда измеряется только этим», — отметила Синюгина. Она обратилась к Минтрансу с просьбой пересмотреть критерии.
Но даже наличие школьного автобуса не всегда гарантирует доступность, считает первый зампред Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин. «Как депутат от смешанного округа я не раз слышал от сельских учителей такую историю: метель, дороги замело, автобус не едет. И так — всю зиму. А по весне начинаются паводки, на дорогах образуются разливы», — отметил он. Об этом нужно помнить, принимая решение оставить на несколько соседних сел одну школу.
Будущее сельских школ за созданием на их базе социокультурных центров. Кое-где уже начали появляться современные спортзалы, куда в свободное от уроков время могут ходить все жители села, отметила Синюгина.
Но это будущее. А настоящее в том, что здания постепенно ветшают и рушатся: крыша течет, проваливается пол. «Последняя школа на селе строилась 25 лет назад. При всех наших лакировочных мероприятиях, нужно менять коммуникации, нужна современная инфраструктура. Для этого нужны средства. Своими силами регионам не обойтись», — подчеркнула заместитель губернатора Псковской области, заслуженный учитель России Вера Емельянова.
Дефицита кадров в сельских школах нет. По словам замминистра образования, — меньше 1% вакансий. Но там другая проблема — набрать педагогическую нагрузку. Поэтому в сельских школах обычно малокомплектные разновозрастные классы, где один учитель ведет сразу несколько предметов.
По словам Синюгиной, нужна специальная программа «Сельский учитель» по аналогии с «Сельским доктором». Выпускникам педагогических вузов нужно давать гранты в 1 млн рублей, если они поедут работать в сельскую местность.
Кроме того, по словам Смолина, необходимо в полном объеме восстановить все дополнительные гарантии для сельских учителей: 25% надбавка, коммунальные льготы. «Сейчас все это отдано на усмотрение регионов, у которых попросту не хватает денег со всеми вытекающими последствиями», — пояснил он.
По словам парламентария, министр образования Ольга Васильева продвигает идею о том, чтобы внести в новые «майские указы» положение, согласно которому соотношение зарплаты педагога к средней зарплате по региону должно быть не 1:1, а 1,5:1.
«Мне кажется, правильнее будет оставить зарплату педагога на уровне средней по региону, но за одну ставку. По данным ОНФ, уже сейчас нагрузка учителя составляет 28 часов в неделю. При соотношении 1,5:1 нагрузка может вырасти до 36 часов. На качестве образования это не сказаться не может», — считает зампредкомитета Госдумы.
Кроме того, нужно установить финансирование сельских школ вне зависимости от количества душ, а реорганизацию разрешить только с согласия сельского схода. Но все эти предложения требуют федеральной поддержки и федерального финансирования, резюмировал Смолин.
Источник - rosbalt.ru