Воспитательная программа "Школа успеха"

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей разнообразную деятельность и общение.

             ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «ШКОЛА УСПЕХА»

 муниципального общеобразовательного учреждения «Николо-Упская основная общеобразовательная школа №37» на 2013-2018 г

 Паспорт программы

 Наименование программы:

 Программа воспитательной системы «Школа успеха» муниципального общеобразовательного учреждения «Николо-Упская основная общеобразовательная школа №37»

 Статус программы: школьная

 Основной разработчик программы:

  Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Николо-Упская основная общеобразовательная школа 37»

 СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТА

 Исходное состояние воспитательной системы.

  1. Концепция программы …………………………………………………….

           1.1. Общее положение

           1.2. Цель и задачи…………………………………………………………

           1.3. Принципы реализации……………………………………………

           1.4. Модель выпускника школы

2.Содержание программы…………………………………………………

             2.1. Направления воспитательной работы и целевые программы

    воспитания

3.Взаимодействие с участниками  воспитательного процесса

        3.1. Родители

        3.2. Социум

        3.3.Организация взаимодействия педагогов

  1. Управление воспитанием

      4.1. Принципы управления.

      4.2. Функции процесс управления: планирование,    организация,  мотивация и контроль.

  1. Механизмы реализации Программы «Школа успеха»

     5.1.Организация работы педагогических кадров

5.2.Планирование воспитательного процесса.

 Заключение

Приложения

 1.Концепция Программы воспитательной работы

1.1. Общее положение

             Воспитательная Программа определяет цель воспитания обучающихся в МОУ ООШ №37 с учетом приоритетов и стратегии государства, интересов учащихся и их родителей и содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства  воспитания  младшего школьника. Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность  участников образовательного процесса.

Воспитательная Программа создается усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями.

      Система воспитательной работы представляет собой единство и совокупность цели, задач, содержания, принципов, методов и средств, обеспечивающих целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего учебно-воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение  младших школьников с целью всестороннего успешного раскрытия их личностных качеств и способностей.

Нормативно-правовой и документальной основой   Программы  являются:

  • Конвенция о правах ребенка (извлечения), принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989г. Вступила в силу 02.09.1990г.
  • Декларация прав ребенка (извлечения), провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 20.11.1959.

(Принципы 1,2,6.7,8)

  • Декларация принципов терпимости (извлечения). Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995г. (Статьи 1,3,4).
Ø     Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»;

  • Устав и Программа развития МОУ ООШ №37;
  • Локальные акты МОУ ООШ №37

 Школа является центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей. Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей разнообразную деятельность и общение, влияние социальной, предметно-эстетической среды.

Школьная Программа ориентирована на повышение статуса воспитания в системе образования школы, дальнейшее обновление содержания и структуры воспитания на основе традиций и накопленного школой опыта, формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания.

Целью современного образования является не сумма знаний, умений и навыков, а активный запас ключевых компетенций, необходимых для жизни в современном обществе, самореализация и успешная социальная адаптация обучающихся.

Школа ставит своей целью стать для ребёнка местом, в котором ему хорошо, комфортно и интересно каждому. Поэтому мы в своей работе реализуем модель воспитательной деятельности «Школа успеха» 

Концептуальные позиции Программы   ориентированы на педагогику успеха. Успех осознается ребенком в процессе приобретения социального опыта и достигается им за счет приложенных усилий и стараний. Достижение успеха в какой-либо деятельности всегда способствует самоутверждению личности, появлению веры в себя, в свои возможности, в эффективное становление в социуме.

        Система воспитательной работы выстроена в соответствии с направлениями деятельности школы при активном  вовлечении  учащихся в деятельность, демонстрирующую их общие и индивидуальные достижения, с использованием ярких форм и методов, создающих привлекательность этой  деятельности. Ведущей технологией является технология коллективного творческого дела (КТД), которая позволяет формировать социальные установки. Технология КТД предполагает не только общественно-значимую, но и личностно-значимую организационную деятельность, регулирует сотрудничество в коллективе, с партнерами, способствует выработке организационных умений. При помощи участия в коллективных творческих делах достигается единство в развитии таких сторон личности, как познавательно-мировоззренческой, эмоционально-волевой, практически-действенной.

Педагог при этом – куратор, помощник, оказывающий поддержку в достижении учениками цели, определенной ими самостоятельно или совместно с учителем, помогающий детям реализовать свой потенциал, проявлять и развивать свою индивидуальность, способствующий развитию открытых, партнерских взаимоотношений

 В ходе реализации  данной воспитательной системы повышается творческая активность и творческие способности школьников. Формируется социально-активная гражданская позиция учащихся, развивается  активность молодого поколения.       

Школа является центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей разнообразную деятельность и общение, влияние социальной, предметно-эстетической среды.

Школьная Программа ориентирована на повышение статуса воспитания в системе образования школы, дальнейшее обновление содержания и структуры воспитания на основе традиций и накопленного школой опыта.

 1.2.      Цель и задачи воспитания

            Программа определяет цели, задачи и условия для успешной реализации воспитательной работы в школе.

Новый Закон об образовании подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач  воспитания. И это неслучайно, потому что проблема воспитания новых поколений россиян – самая острая проблема школы, семьи, государства.

Семья и общеобразовательные учреждения представляют собой два важных института социализации детей: для полноценного развития ребёнка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон.

Воспитание успешно, если оно системно. Создание гуманистических воспитательных систем – наиболее эффективный и верный путь в воспитании. Воспитание понимается при этом как личностно ориентированное взаимодействие семьи и школы, целью которого является обеспечение условий развития ребенка, его личностного роста, становление его личности в школьные годы.

    Воспитание в школе рассматривается как  управление процессом развития личности.

 Исходя из этого, цель воспитательной работы   - это создание условий для целенаправленного систематического успешного развития школьника как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. 

 Задачи:

  • формирование опыта достижения успеха школьников в процессе совместной деятельности и сотрудничества со взрослыми участниками образовательного процесса (учителя, родители, социум);
  • создание условий для формирования духовно-нравственной, творческой,   физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на уровне достижений культуры, умеющую ориентироваться в современных социокультурных условиях.
  • содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
  • вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
  • воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

 1.3.  Принципы реализации программы:

Принцип гуманистической направленности воспитательного процесса. Этот принцип предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию.

Принцип сотрудничества и сотворчества, это необходимое условие для личностного самоопределения учащихся. Оно способствует открытию перед учащимися перспективы роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач – помочь осознать свои возможности и поверить в себя, свои силы.

Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих способностей. Важно побудить и поддержать стремление к проявлению и развитию своих природных возможностей

Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации

Принцип субъективности. Помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта

Соблюдение этих принципов в процессе образования, воспитания и развития школы позволит максимально эффективно воплотить в реальное воспитательное пространство идею школы успеха, реализовать на практике сочетание: «успешный ученик – успешный учитель – успешная школа».

 1.4. Модель выпускника школы:

      Учащийся школы в идеале должен обладать следующими качествами: 

  • Свободная личность - высокий уровень самосознания, гражданственность, чувство собственного достоинства, честность, ориентация в духовной жизни, ответственность, самоуважение.
  • Гуманная личность - способность к состраданию, готовность оказать помощь, терпение, доброжелательность, стремление к миру, взаимодействию с природно-социальной средой.
  • Духовная личность - потребность в познании и самопознании, поиск смысла жизни, стремление к красоте.
  • Интеллектуальная  личность - развитый интеллект, интуиция, потребность в знаниях, умениях, коммуникативные качества.
  • Творческая личность - способность к самореализации, развитию способностей, способность к сотрудничеству, рационально организовать свой труд, умение работать в исследовательском режиме по отношению к собственной деятельности.
  • Практическая личность - трудолюбие, хозяйственность, хорошие манеры, здоровый образ жизни, забота о здоровье.

     В соответствии с этим перед педагогическим коллективом школы стоят следующие практические воспитательные задачи:

  • развитие личностных качеств учащихся школы;
  • развитие умений и навыков самостоятельно действовать, нестандартно  мыслить, принимать решения и осуществлять их;
  • формирование нравственного, эмоционального, волевого  мировоззрения учащихся;
  • создание условий для самореализации творческих возможностей учащихся и их потребностей;
  • формирование  навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия;
  • формирование потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности;
  • обеспечение возможности совместного решения взрослыми и детьми вопросов деятельности школы.

 2. Содержание Программы

      Для повышения эффективности воспитания в  школе введена система воспитательной работы.

       Воспитательная работа школы включает в себя три взаимосвязанных компонента:

  • Воспитание в процессе обучения.
  • Внеурочная деятельность.
  • Внешкольная деятельность.

Воспитание в процессе обучения.

   Воспитательная работа многогранна. Она в первую очередь организуется на учебных занятиях, в учебно-воспитательном процессе. Преподаватели школы решают воспитательные задачи на учебных занятиях, используя:

  • воспитание через предмет, его содержание;
  • воспитание через методику преподавания;
  • воспитание своим примером, личностью.

 2.1. Направления воспитательной работы и целевые программы воспитания

   В качестве системообразующих определены следующие направления воспитательной деятельности: 

  1. . Спортивно-оздоровительное воспитание
  2. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание
  3. Трудовое воспитание и профориентация
  4. Общекультурное воспитание (художественно-эстетическое, этическое, интеллектуальное направления)

  Базовый принцип успешности воспитания реализуется через реализацию системы  целевых программ:

  •  «Здоровье»
  • «Я- гражданин России»
  • «Социализация и профессиональная ориентация обучающихся»
  •  «В мире прекрасного. Учение»

 Целевая программа «Здоровье»

   Пропаганда здорового образа жизни, формирование понимания физиологии здоровья, обучение способам оздоровления организма – приоритетные направления в воспитании школьника.

Программа способствует здоровому образу жизни, формирует силу, выносливость, красоту человеческого тела.

Предполагаемым результатом этой программы является сознание школьниками важности здорового образа жизни, негативного отношения к вредным привычкам, потребности в физической культуре и спорте.

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации обучающимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи: 

- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

- Знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

-  Формирование собственной Я-позиции обучающихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.

Приоритетные понятия «Здоровье»:

- психическое и физическое здоровье,

- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,

- культура сохранения собственного здоровья,

- ответственность за здоровье других людей,

- гармония души и тела, режим дня и здоровье,

- воля и её значение в сохранении здоровья,

- самовоспитание, саморегуляция и здоровье.

Формы работы:

- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;

- встречи  с людьми, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом; посещение спортивных соревнований;

- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;

- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;

- беседы и дискуссии на различные темы;

- тематические консультации для родителей;

- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.

Формированию навыков здорового образа жизни и развитию личностных качеств учащихся способствует программа «Здоровье», которая  разработана в соответствии с принципами. 

        Данные принципы понятны и взрослым и детям:

Движение-это жизнь!

Нет вредным привычкам!

Чистота-залог здоровья!

Правильное питание – залог успешного здоровья!

Жизнь-это безопасность!

        На основе данных принципов разрабатываются и проводятся традиционные мероприятия, которые решают следующие задачи:

  • профилактика ДДТТ;
  • формирование безопасного поведения - Неделя безопасности;
  • пропаганда здорового образа жизни
  • привитие гигиенических навыков  
  • формирование социального здоровья 
  • повышение двигательной активности учащихся и пропаганда спорта 
  • профилактика вредных привычек 

          В школе разработана программа изучения ПДД, в соответствии с которой систематически проводятся часы общения для учащихся 1-9 классов.

  Целевая программа «Я- гражданин России»

    Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от предков. Сегодня патриотическое чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Духовно-нравственное  и гражданско-патриотическое воспитание- непрерывный процесс воздействия на сознание и чувства ребенка, поэтому необходима интеграция учебно-воспитательного процесса и дополнительного образования. Задача педагога – воспитать уважительное, бережное отношение к истории своего народа.

Программа способствует осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной практичности к происходящему в обществе, пониманию своего я и позволяет решать следующие задачи:

 - формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него;

- формирование у обучающихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

Предполагаемым результатом этой программы является осознание школьниками того, что настоящий гражданин любит свою Родину, изучает, сохраняет и приумножает ее историко-культурное, духовное наследие, верен гражданскому долгу, гордится Родиной, готов защищать свое Отечество. Реализация программы способствуют рождению в детском коллективе гуманных отношений, обеспечивает формирование гражданско-правового и патриотического опыта учащихся.

Программа предусматривает: изучение программного материала на часах общения, вовлечение учащихся в социально нравственную среду, с целью приобретения патриотических качеств  и получения социокультурного опыта.           

 Программный материал состоит из двух самостоятельных разделов, логически взаимосвязанных и дополняющих друг друга.

  1. «Россия - мое Отечество».
  2. «Моя малая Родина».

  Каждый раздел составлен с учетом возрастных особенностей учащихся и доступности учебного материала, что обеспечивает создание личностно-развивающей среды для учащихся.

В процессе изучения программного материала предусматривается овладение следующими знаниями и умениями -

При изучении раздела «Россия - мое Отечество»:

  • знать название нашей страны;
  • иметь представление о Государственной символике РФ;
  • знать традиционные праздники нашей страны;
  • овладеть правовыми понятиями «личность», «закон»;
  • знать правила поведения в общественных местах;
  • знать правила вежливости;
  • иметь представления об основных правах и обязанностях ребенка.

     При изучении раздела «Моя малая Родина»

  • иметь представление о родном крае;
  • достопримечательности Тульского края, названия его городов и их историю;
  • памятные места г.Тулы, г.Щекино, с. Крапивна, с Никольское; название улиц родного города;
  • прославленных земляков тульского края;
  • различать основные виды устного народного творчества;
  • знать пословицы и поговорки народов России о Родине, о труде, о дружбе, гостеприимстве.
  • знать название и содержание народных и государственных праздников.

     Изучение материала разделов осуществляется на  классных часах общения.

Данная программа также  направлена на формирование нравственного, эмоционального, волевого  мировоззрения учащихся и развитие  потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности. С целью вовлечения учащихся в продуктивную, социально-одобряемую деятельность в школе ежегодно проводится  традиционные КТД.

        Целевая программа «Социализация и профессиональная ориентация обучающихся»

 Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии).

Педагогическая поддержка осуществляется в процессе обучения, создания дополнительных пространств самореализации обучающихся МОУ «Николо-Упская основная общеобразовательная школа №37» с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также форм участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания, профориентации, методического обеспечения социальной деятельности и формирования социальной среды школы.

   Основными формами педагогической поддержки социализации и профориентации являются ролевые игры, социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности, социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности.

 Этап социализации обучающихся включает:

  • формирование активной гражданской позиции и ответственного поведения в процессе учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности обучающихся;
  • усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения;
  • формирование у обучающегося собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически организованного взаимодействия с социальным окружением;
  • достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту;
  • умение решать социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста обучающегося;
  • поддержание разнообразных видов и типов отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учеба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби);
  • осознание мотивов своей социальной деятельности;
  • развитие способности к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива; формирование моральных чувств, необходимых привычек поведения, волевых качеств;
  • владение формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.

 Этап профориентации предполагает, что у учащегося:

  • сформирована позиция как субъекта собственной деятельности;
  • сформирована позиция как субъекта собственной профессиональной деятельности;
  • констатируется осознание особенностей тех или иных профессий, взаимосвязанных друг с другом;
  • сформировано умение проектировать индивидуально или совместно со сверстниками при сопровождении тьюторов (или специально подготовленных педагогов) индивидуальные образовательные программы, а затем реализовывать их, отслеживать собственные результаты освоения программы, при необходимости корректировать программы.

Организация деятельности учащихся МОУ «ОШ №37»  в рамках программы социализации профориентации школьников на ступени основного общего образования осуществляется в рамках часов, отведенных на учебные занятия, а также в рамках часов внеурочной деятельности, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Миссия МОУ «ОШ №37» в контексте данной программы на ступени основного общего образования – дать обучающемуся представление о рынке профессий, об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами.

 

Критериями эффективности реализации учебным учреждением Программы является динамика основных показателей, социализации и профориентации обучающихся:

  • динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
  • динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
  • динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

                         Целевая программа «В мире прекрасного». «Учение».

 Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Воспитание должно быть культуросообразным. Задача педагога – помочь воспитанникам приобщиться к культуре своего народа, к ее мировым сокровищам. При этом надо иметь в виду, что одна из главных особенностей русского национального характера – высокая духовность, нравственные искания. Мерой культуры и воспитанности можно считать интеллигентность.

Программа способствует развитию потребностей в прекрасном, реализует индивидуальные задатки и способности.

 В школе проводятся традиционные праздники:

  • День Знаний.
  • День Учителя.
  • День народного единства.
  • Международный женский день
  • Всемирный день здоровья.
  • Европейская неделя иммунизации
  • День защиты детей
  • День Победы.
  • Последний звонок

 Смотры и конкурсы:

  • Конкурс «Красота божьего мира»
  • Конкурс рисунков «О, спорт, ты- мир»
  • Конкурс проектов «Народные промыслы»
  • Конкурс КИТ
  • Школьный этап ВОШ
  • Международный конкурс «Русский Медвежонок».
  • Конкурс «Алло, мы ищем таланты!».
  • Месячник оборонно-массовой работы.
  • Международная игра «Кенгуру».
  • Международный фестиваль крапивы в селе Крапивна.

    Система данных мероприятий позволяет организовать в школе интересную внеурочную деятельность, которая направлена на формирование творческих, коммуникативных и личностных качеств учащихся.

Предполагаемым результатом этой программы является осознание обучающимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности, понимание духовной и материальной культуры, знание жизни и творчества выдающихся деятелей культуры и искусства.

Формированию интеллектуальных и творческих качеств учащихся школы способствует программа «Учение».

С целью развития познавательного интереса, сознательного отношения к овладению знаниями  проводятся предметные недели:

- Неделя русского языка;

- Неделя литературы;

- Неделя математики;

- Неделя истории;

- Неделя географии;

- Неделя немецкого языка;

- Неделя технологии.

 Традиционные КТД:

День самоуправления

Кенгуру выпускникам

Спортивно-оздоровительное мероприятие «Если хочешь быть здоров"

Комментарии