ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «ШКОЛА УСПЕХА»
муниципального общеобразовательного учреждения «Николо-Упская основная общеобразовательная школа №37» на 2013-2018 г
Паспорт программы
Наименование программы:
Программа воспитательной системы «Школа успеха» муниципального общеобразовательного учреждения «Николо-Упская основная общеобразовательная школа №37»
Статус программы: школьная
Основной разработчик программы:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Николо-Упская основная общеобразовательная школа 37»
СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТА
Исходное состояние воспитательной системы.
- Концепция программы …………………………………………………….
1.1. Общее положение
1.2. Цель и задачи…………………………………………………………
1.3. Принципы реализации……………………………………………
1.4. Модель выпускника школы
2.Содержание программы…………………………………………………
2.1. Направления воспитательной работы и целевые программы
воспитания
3.Взаимодействие с участниками воспитательного процесса
3.1. Родители
3.2. Социум
3.3.Организация взаимодействия педагогов
- Управление воспитанием
4.1. Принципы управления.
4.2. Функции процесс управления: планирование, организация, мотивация и контроль.
- Механизмы реализации Программы «Школа успеха»
5.1.Организация работы педагогических кадров
5.2.Планирование воспитательного процесса.
Заключение
Приложения
1.Концепция Программы воспитательной работы
1.1. Общее положение
Воспитательная Программа определяет цель воспитания обучающихся в МОУ ООШ №37 с учетом приоритетов и стратегии государства, интересов учащихся и их родителей и содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства воспитания младшего школьника. Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность участников образовательного процесса.
Воспитательная Программа создается усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями.
Система воспитательной работы представляет собой единство и совокупность цели, задач, содержания, принципов, методов и средств, обеспечивающих целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего учебно-воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение младших школьников с целью всестороннего успешного раскрытия их личностных качеств и способностей.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:
- Конвенция о правах ребенка (извлечения), принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989г. Вступила в силу 02.09.1990г.
- Декларация прав ребенка (извлечения), провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 20.11.1959.
(Принципы 1,2,6.7,8)
- Декларация принципов терпимости (извлечения). Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995г. (Статьи 1,3,4).
Ø Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»;
- Устав и Программа развития МОУ ООШ №37;
- Локальные акты МОУ ООШ №37
Школа является центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей. Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей разнообразную деятельность и общение, влияние социальной, предметно-эстетической среды.
Школьная Программа ориентирована на повышение статуса воспитания в системе образования школы, дальнейшее обновление содержания и структуры воспитания на основе традиций и накопленного школой опыта, формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания.
Целью современного образования является не сумма знаний, умений и навыков, а активный запас ключевых компетенций, необходимых для жизни в современном обществе, самореализация и успешная социальная адаптация обучающихся.
Школа ставит своей целью стать для ребёнка местом, в котором ему хорошо, комфортно и интересно каждому. Поэтому мы в своей работе реализуем модель воспитательной деятельности «Школа успеха»
Концептуальные позиции Программы ориентированы на педагогику успеха. Успех осознается ребенком в процессе приобретения социального опыта и достигается им за счет приложенных усилий и стараний. Достижение успеха в какой-либо деятельности всегда способствует самоутверждению личности, появлению веры в себя, в свои возможности, в эффективное становление в социуме.
Система воспитательной работы выстроена в соответствии с направлениями деятельности школы при активном вовлечении учащихся в деятельность, демонстрирующую их общие и индивидуальные достижения, с использованием ярких форм и методов, создающих привлекательность этой деятельности. Ведущей технологией является технология коллективного творческого дела (КТД), которая позволяет формировать социальные установки. Технология КТД предполагает не только общественно-значимую, но и личностно-значимую организационную деятельность, регулирует сотрудничество в коллективе, с партнерами, способствует выработке организационных умений. При помощи участия в коллективных творческих делах достигается единство в развитии таких сторон личности, как познавательно-мировоззренческой, эмоционально-волевой, практически-действенной.
Педагог при этом – куратор, помощник, оказывающий поддержку в достижении учениками цели, определенной ими самостоятельно или совместно с учителем, помогающий детям реализовать свой потенциал, проявлять и развивать свою индивидуальность, способствующий развитию открытых, партнерских взаимоотношений
В ходе реализации данной воспитательной системы повышается творческая активность и творческие способности школьников. Формируется социально-активная гражданская позиция учащихся, развивается активность молодого поколения.
Школа является центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей.
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей разнообразную деятельность и общение, влияние социальной, предметно-эстетической среды.
Школьная Программа ориентирована на повышение статуса воспитания в системе образования школы, дальнейшее обновление содержания и структуры воспитания на основе традиций и накопленного школой опыта.
1.2. Цель и задачи воспитания
Программа определяет цели, задачи и условия для успешной реализации воспитательной работы в школе.
Новый Закон об образовании подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. И это неслучайно, потому что проблема воспитания новых поколений россиян – самая острая проблема школы, семьи, государства.
Семья и общеобразовательные учреждения представляют собой два важных института социализации детей: для полноценного развития ребёнка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон.
Воспитание успешно, если оно системно. Создание гуманистических воспитательных систем – наиболее эффективный и верный путь в воспитании. Воспитание понимается при этом как личностно ориентированное взаимодействие семьи и школы, целью которого является обеспечение условий развития ребенка, его личностного роста, становление его личности в школьные годы.
Воспитание в школе рассматривается как управление процессом развития личности.
Исходя из этого, цель воспитательной работы - это создание условий для целенаправленного систематического успешного развития школьника как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
Задачи:
- формирование опыта достижения успеха школьников в процессе совместной деятельности и сотрудничества со взрослыми участниками образовательного процесса (учителя, родители, социум);
- создание условий для формирования духовно-нравственной, творческой, физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на уровне достижений культуры, умеющую ориентироваться в современных социокультурных условиях.
- содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
- вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
- воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
1.3. Принципы реализации программы:
Принцип гуманистической направленности воспитательного процесса. Этот принцип предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию.
Принцип сотрудничества и сотворчества, это необходимое условие для личностного самоопределения учащихся. Оно способствует открытию перед учащимися перспективы роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач – помочь осознать свои возможности и поверить в себя, свои силы.
Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих способностей. Важно побудить и поддержать стремление к проявлению и развитию своих природных возможностей
Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации
Принцип субъективности. Помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта
Соблюдение этих принципов в процессе образования, воспитания и развития школы позволит максимально эффективно воплотить в реальное воспитательное пространство идею школы успеха, реализовать на практике сочетание: «успешный ученик – успешный учитель – успешная школа».
1.4. Модель выпускника школы:
Учащийся школы в идеале должен обладать следующими качествами:
- Свободная личность - высокий уровень самосознания, гражданственность, чувство собственного достоинства, честность, ориентация в духовной жизни, ответственность, самоуважение.
- Гуманная личность - способность к состраданию, готовность оказать помощь, терпение, доброжелательность, стремление к миру, взаимодействию с природно-социальной средой.
- Духовная личность - потребность в познании и самопознании, поиск смысла жизни, стремление к красоте.
- Интеллектуальная личность - развитый интеллект, интуиция, потребность в знаниях, умениях, коммуникативные качества.
- Творческая личность - способность к самореализации, развитию способностей, способность к сотрудничеству, рационально организовать свой труд, умение работать в исследовательском режиме по отношению к собственной деятельности.
- Практическая личность - трудолюбие, хозяйственность, хорошие манеры, здоровый образ жизни, забота о здоровье.
В соответствии с этим перед педагогическим коллективом школы стоят следующие практические воспитательные задачи:
- развитие личностных качеств учащихся школы;
- развитие умений и навыков самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их;
- формирование нравственного, эмоционального, волевого мировоззрения учащихся;
- создание условий для самореализации творческих возможностей учащихся и их потребностей;
- формирование навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия;
- формирование потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности;
- обеспечение возможности совместного решения взрослыми и детьми вопросов деятельности школы.
2. Содержание Программы
Для повышения эффективности воспитания в школе введена система воспитательной работы.
Воспитательная работа школы включает в себя три взаимосвязанных компонента:
- Воспитание в процессе обучения.
- Внеурочная деятельность.
- Внешкольная деятельность.
Воспитание в процессе обучения.
Воспитательная работа многогранна. Она в первую очередь организуется на учебных занятиях, в учебно-воспитательном процессе. Преподаватели школы решают воспитательные задачи на учебных занятиях, используя:
- воспитание через предмет, его содержание;
- воспитание через методику преподавания;
- воспитание своим примером, личностью.
2.1. Направления воспитательной работы и целевые программы воспитания
В качестве системообразующих определены следующие направления воспитательной деятельности:
- . Спортивно-оздоровительное воспитание
- Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание
- Трудовое воспитание и профориентация
- Общекультурное воспитание (художественно-эстетическое, этическое, интеллектуальное направления)
Базовый принцип успешности воспитания реализуется через реализацию системы целевых программ:
- «Здоровье»
- «Я- гражданин России»
- «Социализация и профессиональная ориентация обучающихся»
- «В мире прекрасного. Учение»
Целевая программа «Здоровье»
Пропаганда здорового образа жизни, формирование понимания физиологии здоровья, обучение способам оздоровления организма – приоритетные направления в воспитании школьника.
Программа способствует здоровому образу жизни, формирует силу, выносливость, красоту человеческого тела.
Предполагаемым результатом этой программы является сознание школьниками важности здорового образа жизни, негативного отношения к вредным привычкам, потребности в физической культуре и спорте.
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации обучающимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
- Формирование собственной Я-позиции обучающихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия «Здоровье»:
- психическое и физическое здоровье,
- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
- культура сохранения собственного здоровья,
- ответственность за здоровье других людей,
- гармония души и тела, режим дня и здоровье,
- воля и её значение в сохранении здоровья,
- самовоспитание, саморегуляция и здоровье.
Формы работы:
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;
- встречи с людьми, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом; посещение спортивных соревнований;
- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;
- беседы и дискуссии на различные темы;
- тематические консультации для родителей;
- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.
Формированию навыков здорового образа жизни и развитию личностных качеств учащихся способствует программа «Здоровье», которая разработана в соответствии с принципами.
Данные принципы понятны и взрослым и детям:
Движение-это жизнь!
Нет вредным привычкам!
Чистота-залог здоровья!
Правильное питание – залог успешного здоровья!
Жизнь-это безопасность!
На основе данных принципов разрабатываются и проводятся традиционные мероприятия, которые решают следующие задачи:
- профилактика ДДТТ;
- формирование безопасного поведения - Неделя безопасности;
- пропаганда здорового образа жизни
- привитие гигиенических навыков
- формирование социального здоровья
- повышение двигательной активности учащихся и пропаганда спорта
- профилактика вредных привычек
В школе разработана программа изучения ПДД, в соответствии с которой систематически проводятся часы общения для учащихся 1-9 классов.
Целевая программа «Я- гражданин России»
Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от предков. Сегодня патриотическое чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание- непрерывный процесс воздействия на сознание и чувства ребенка, поэтому необходима интеграция учебно-воспитательного процесса и дополнительного образования. Задача педагога – воспитать уважительное, бережное отношение к истории своего народа.
Программа способствует осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной практичности к происходящему в обществе, пониманию своего я и позволяет решать следующие задачи:
- формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него;
- формирование у обучающихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Предполагаемым результатом этой программы является осознание школьниками того, что настоящий гражданин любит свою Родину, изучает, сохраняет и приумножает ее историко-культурное, духовное наследие, верен гражданскому долгу, гордится Родиной, готов защищать свое Отечество. Реализация программы способствуют рождению в детском коллективе гуманных отношений, обеспечивает формирование гражданско-правового и патриотического опыта учащихся.
Программа предусматривает: изучение программного материала на часах общения, вовлечение учащихся в социально нравственную среду, с целью приобретения патриотических качеств и получения социокультурного опыта.
Программный материал состоит из двух самостоятельных разделов, логически взаимосвязанных и дополняющих друг друга.
- «Россия - мое Отечество».
- «Моя малая Родина».
Каждый раздел составлен с учетом возрастных особенностей учащихся и доступности учебного материала, что обеспечивает создание личностно-развивающей среды для учащихся.
В процессе изучения программного материала предусматривается овладение следующими знаниями и умениями -
При изучении раздела «Россия - мое Отечество»:
- знать название нашей страны;
- иметь представление о Государственной символике РФ;
- знать традиционные праздники нашей страны;
- овладеть правовыми понятиями «личность», «закон»;
- знать правила поведения в общественных местах;
- знать правила вежливости;
- иметь представления об основных правах и обязанностях ребенка.
При изучении раздела «Моя малая Родина»
- иметь представление о родном крае;
- достопримечательности Тульского края, названия его городов и их историю;
- памятные места г.Тулы, г.Щекино, с. Крапивна, с Никольское; название улиц родного города;
- прославленных земляков тульского края;
- различать основные виды устного народного творчества;
- знать пословицы и поговорки народов России о Родине, о труде, о дружбе, гостеприимстве.
- знать название и содержание народных и государственных праздников.
Изучение материала разделов осуществляется на классных часах общения.
Данная программа также направлена на формирование нравственного, эмоционального, волевого мировоззрения учащихся и развитие потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности. С целью вовлечения учащихся в продуктивную, социально-одобряемую деятельность в школе ежегодно проводится традиционные КТД.
Целевая программа «Социализация и профессиональная ориентация обучающихся»
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии).
Педагогическая поддержка осуществляется в процессе обучения, создания дополнительных пространств самореализации обучающихся МОУ «Николо-Упская основная общеобразовательная школа №37» с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также форм участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания, профориентации, методического обеспечения социальной деятельности и формирования социальной среды школы.
Основными формами педагогической поддержки социализации и профориентации являются ролевые игры, социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности, социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности.
Этап социализации обучающихся включает:
- формирование активной гражданской позиции и ответственного поведения в процессе учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности обучающихся;
- усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения;
- формирование у обучающегося собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически организованного взаимодействия с социальным окружением;
- достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту;
- умение решать социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста обучающегося;
- поддержание разнообразных видов и типов отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учеба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби);
- осознание мотивов своей социальной деятельности;
- развитие способности к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива; формирование моральных чувств, необходимых привычек поведения, волевых качеств;
- владение формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.
Этап профориентации предполагает, что у учащегося:
- сформирована позиция как субъекта собственной деятельности;
- сформирована позиция как субъекта собственной профессиональной деятельности;
- констатируется осознание особенностей тех или иных профессий, взаимосвязанных друг с другом;
- сформировано умение проектировать индивидуально или совместно со сверстниками при сопровождении тьюторов (или специально подготовленных педагогов) индивидуальные образовательные программы, а затем реализовывать их, отслеживать собственные результаты освоения программы, при необходимости корректировать программы.
Организация деятельности учащихся МОУ «ОШ №37» в рамках программы социализации профориентации школьников на ступени основного общего образования осуществляется в рамках часов, отведенных на учебные занятия, а также в рамках часов внеурочной деятельности, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Миссия МОУ «ОШ №37» в контексте данной программы на ступени основного общего образования – дать обучающемуся представление о рынке профессий, об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами.
Критериями эффективности реализации учебным учреждением Программы является динамика основных показателей, социализации и профориентации обучающихся:
- динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
- динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
- динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Целевая программа «В мире прекрасного». «Учение».
Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Воспитание должно быть культуросообразным. Задача педагога – помочь воспитанникам приобщиться к культуре своего народа, к ее мировым сокровищам. При этом надо иметь в виду, что одна из главных особенностей русского национального характера – высокая духовность, нравственные искания. Мерой культуры и воспитанности можно считать интеллигентность.
Программа способствует развитию потребностей в прекрасном, реализует индивидуальные задатки и способности.
В школе проводятся традиционные праздники:
- День Знаний.
- День Учителя.
- День народного единства.
- Международный женский день
- Всемирный день здоровья.
- Европейская неделя иммунизации
- День защиты детей
- День Победы.
- Последний звонок
Смотры и конкурсы:
- Конкурс «Красота божьего мира»
- Конкурс рисунков «О, спорт, ты- мир»
- Конкурс проектов «Народные промыслы»
- Конкурс КИТ
- Школьный этап ВОШ
- Международный конкурс «Русский Медвежонок».
- Конкурс «Алло, мы ищем таланты!».
- Месячник оборонно-массовой работы.
- Международная игра «Кенгуру».
- Международный фестиваль крапивы в селе Крапивна.
Система данных мероприятий позволяет организовать в школе интересную внеурочную деятельность, которая направлена на формирование творческих, коммуникативных и личностных качеств учащихся.
Предполагаемым результатом этой программы является осознание обучающимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности, понимание духовной и материальной культуры, знание жизни и творчества выдающихся деятелей культуры и искусства.
Формированию интеллектуальных и творческих качеств учащихся школы способствует программа «Учение».
С целью развития познавательного интереса, сознательного отношения к овладению знаниями проводятся предметные недели:
- Неделя русского языка;
- Неделя литературы;
- Неделя математики;
- Неделя истории;
- Неделя географии;
- Неделя немецкого языка;
- Неделя технологии.
Традиционные КТД:
День самоуправления
Кенгуру выпускникам
Спортивно-оздоровительное мероприятие «Если хочешь быть здоров"