Проект реформирования системы образования России подготовила Высшая школа экономики. Помимо увеличения финансирования ВШЭ предлагает решения, которые в той или иной степени уже реализуются. Способно ли простое вливание денег принципиально изменить вектор в реформе образования, разбиралось ФБА "Экономика сегодня".
Проект реформирования системы образования России, подготовленный Высшей школой экономики (ВШЭ) и Центром стратегических разработок (ЦСР), предлагает 12 решений.
Среди предложенных решений - поддержка раннего развития детей, модернизация инфраструктуры в школах, поддержка талантов, превращение вузов в центры инноваций, стимулирование развития науки, обновление методов школьного образования.
Система образования нуждается в серьезном финансировании, и здесь разработчики проекта видят три варианта - на уровне 4,8% ВВП к 2024 году, на уровне 4,4% ВВП и 4% ВВП. Последний вариант - инерционный и он "категорически неприемлем".
Однако дело не только в деньгах, говорит директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, доктор экономических наук Татьяна Клячко. Большая часть этих проектов уже реализуется, на это выделены несколько меньшие деньги, чем прописано в документе.
"Насколько увеличение финансирования увеличит реализацию того, что уже есть, даст ли это системный эффект - не знаю, хочу надеяться. Но я бы посоветовала коллегам этот эффект предусмотреть - что их идеи дадут всей системе образования. Качество человеческого капитала в России довольно высокое. По мнению авторов документа, оно не капитализируется. И вот вопрос - в какую экономику мы должны встроить эту улучшенную систему образования, чтобы человеческий капитал стал капитализироваться", - сказала эксперт.
Если идти по самим проектам - да, раннее развитие ребенка надо поддерживать для того, чтобы дети, подходя к школе, не были неуспешными уже на ранних стадиях обучения. Да, школу нужно развивать и развитие цифровой среды может этому помочь.
"Правда, насколько мы сможем обеспечить такую цифровизацию школ, у меня большие сомнения, особенно за пределами крупных городов. И дело не только в деньгах, но и в тех практиках, которые в этих школах применяются", - заметила Клячко.