В 2018-2019 учебном году, как и прошлом, итоговое сочинение (изложение) будет проводится в декабре, феврале и мае. Дни проведения испытания назначены на первую рабочую среду каждого из трех месяцев. Зарегистрироваться на участие в сочинении (изложении) необходимо не позднее чем за 2 недели до даты проведения экзамена.
Расписание итогового сочинения (изложения) на 2018-2019 год:
Дата проведения испытания | Срок окончания приёма заявлений |
5 декабря 2018 года | 21 ноября 2018 года |
6 февраля 2019 года | 23 января 2019 года |
8 мая 2019 года | 24 апреля 2019 года |
Продолжительность выполнения работы составляет 3 часа 55 минут (235 минут). Для участников с ограниченными возможностями здоровья время на прохождение испытания увеличивается на 1,5 часа.
Начало итогового сочинения или изложения в каждый день проведения назначено на 10.00 по местному времени.
Участники, получившие «незачёт» на итоговом сочинении (изложении), могут повторно пройти испытание в следующие даты его проведения, согласно расписанию, то есть не более двух раз.
Участие в итоговом сочинении (изложении) обязательно* для следующих лиц:
- учащихся выпускных классов школ
- иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах
- освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования
- учащихся колледжей и техникумов, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования (при наличии у такой организации свидетельства о государственной аккредитации)
- учащихся, получающих среднее общее образование в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы
* «Зачет» за итоговое сочинение (изложение) является для них условием допуска к государственной итоговой аттестации.
Итоговое сочинение могут написать по желанию**:
- выпускники прошлых лет, освоившие программы среднего (полного) общего образования, в том числе в зарубежных образовательных организациях, и имеющие соответствующий документ (аттестат)
- учащиеся иностранных образовательных организаций
- учащиеся колледжей и техникумов, получающие среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования (при отсутствии у такой организации свидетельства о государственной аккредитации)
- лица, допущенные к итоговой аттестации в предыдущие годы, но не прошедшие ее по каким-либо причинам или получившие неудовлетворительные результаты
**В целях использования его результатов при приеме в вузы.
Где будет проводиться итоговое сочинение?
Учащиеся будут писать сочинение в своих образовательных организациях. Выпускники прошлых лет могут пройти испытание в специально подготовленных для этого местах, определяемых местным органом власти в области образования.
Критерии оценки итогового сочинения
- Соответствие теме
- Аргументация (ссылки на литературный материал)
- Композиция сочинения и логика рассуждения
- Качество письменной речи
- Грамотность.
Результатом итогового сочинения может быть «зачет» или «незачет». Данный результат выставляется в аттестат. Здесь же указывается тема сочинения.
Чтобы получить «зачет» за всю работу, достаточно получить «зачеты» по критериям 1, 2 и хотя бы по одному из других критериев. В то же время, «незачет» по одному из первых двух критериев автоматически ведёт к «незачету» за сочинение в целом. Объем сочинения также влияет на оценку. Если в работе меньше 250 слов – это «незачет». Рекомендуемое количество слов – 350. Максимальное число не установлено. Главное – чтобы на написание сочинения хватило отведенного времени.
Во время испытания участникам разрешается пользоваться орфографическим словарём.
Кто будет проверять итоговые сочинения?
Проверкой итоговых сочинений в отдельно взятом пункте проведения испытания занимаются эксперты комиссии этой образовательной организации (не менее трёх человек) и независимые эксперты. Экспертами школьной комиссии могут выступать учителя предметники и администрация школы.
– Для получения объективных результатов при проверке и проведении итоговых сочинений (изложений) рекомендуется не привлекать учителей, обучающих выпускников данного учебного года, – уточняют в Рособрнадзоре.
Все эксперты, привлекаемые к проверке итоговых сочинений, должны иметь высшее педагогическое образование по специальности учитель русского языка и литературы, а также обладать опытом проверки сочинений (изложений) в выпускных классах. Кроме того, они должны соответствовать ряду других требований, установленных Рособрнадзором.
Эксперты должны завершить проверку итоговых сочинений не позднее чем через неделю после проведения испытания.
В 2018-2019 учебном году выпускникам традиционно предложили пять тематических направлений итогового сочинения:
- Отцы и дети
- Мечта и реальность
- Месть и великодушие
- Искусство и ремесло
- Доброта и жестокость
В рамках объявленных пяти направлений будут разработаны конкретные темя сочинений, которые станут известны выпускникам лишь в день прохождения испытания. Пока специалисты ФИПИ, как обычно, подготовили комментарии к каждому направлению.
1. Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
2. Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
3. Месть и великодушие
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
4. Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
5. Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.
По материалам портала moeobrazovanie.ru