Директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова подробно рассказала корреспонденту портала ria.ru о том, какие изменения произойдут в ОГЭ 2019 по русскому языку.
‒ Оксана Александровна, недавно вы заявили о введении в 2018-2019 учебном году устной части ОГЭ по русскому языку. Как это будет выглядеть на практике?
‒ Сразу уточню, что это не устная часть действующего основного государственного экзамена (ОГЭ), а отдельная процедура ‒ допуск к ОГЭ. Для нас это новый и очень ответственный формат. Несмотря на то, что устные форматы привычны и часто используются на уроках в виде опросов обучающихся, тем не менее, мы ведем речь об одновременном участии всех российских выпускников основной школы в массовой и единой процедуре.
Она будет носить характер собеседования. Всего четыре задания, каждое со своей изюминкой.
Первое – чтение вслух. Казалось бы, все элементарно, но тексты подбираются таким образом, чтобы выявить владение орфоэпическими нормами, ударениями и интонационными выделениями.
Второе задание – пересказ. Наши разработчики придумали интересный подход, когда при пересказе прочитанного текста необходимо сослаться на цитату, которая касается содержания текста. Цитату нужно "вплести" в свой пересказ.
Третье задание ‒ монологическое высказывание. На усмотрение учащегося это может быть описание, рассуждение или повествование. Если он выбирает описание, ему будет показана фотография; если ‒ рассуждение, будет задан некий опорный вопрос ("нужно ли…"); для повествования будет предложено о чем-то рассказать с опорой на наглядный материал. Все, что необходимо для ответа учащегося, будет содержаться в контрольном измерительном материале.
Последнее задание ‒ участие в диалоге. На проверку выносится умение поддерживать диалог, отвечать на поставленный вопрос, формулировать понятные тезисы, доносить до собеседника коммуникативную задачу.
Бояться всего этого точно не стоит. Апробационные исследования, в которых приняли участие более 800 тысяч школьников, показали очень неплохой результат. Процедура воспринимается позитивно, она простая, но требует проявить себя, раскрыв коммуникативные возможности.
‒ А что делать стеснительному ребенку, которому психологически сложно проявить себя ярким собеседником?
‒ Развитие гаджетов, электронных устройств и социальных сетей приводит к тому, что дети привыкают общаться в письменной форме, им проще быстро написать в WhatsApp. Это неправильно, ведь мы живем в обществе, и, слава богу, пока не только в электронном… Мы разговариваем, решаем совместные задачи.
Все ребята ‒ стеснительные они или нет ‒ должны уметь коммуницировать. Это необходимый навык. Будем его развивать. Устный экзамен как раз и задает планку такого развития.