ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ГРУППЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Попова В.В., воспитатель МБДОУ №79, г. Мурманск
Проектирование современной образовательной среды дошкольного учреждения как многомерного пространства, адекватного актуальным потребностям детей дошкольного возраста и соответствующего тенденциям развития современной культуры, экономики, производства отвечает гуманистическим позициям образования.
В детском саду ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности получения такого опыта расширяются при условии создания предметно-развивающей среды. Такие факторы создания ситуации успеха и эмоционального благополучия как дизайн и эргономика в образовательном пространстве дошкольного учреждения благотворно влияют на воспитание, образование и здоровье детей.
Решая основные задачи по развитию речи детей своей группы: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи я большое внимание уделяю организации и зонированию образовательного пространства.
В «Концепции по дошкольному воспитанию» сформулированы основные принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях. Среди них принципы сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды очень тесно взаимосвязаны между собой и являются неотъемлемыми частями развивающей системы образовательной среды. Исходя из того, что ребенок находится в дошкольном учреждении целый день, большое значение имеет создание для него оптимальных условий для игр, обучения и развития в разных видах деятельности.
В соответствии с современными санитарными и эстетическими требованиями предметно-развивающая среда в моей группе планомерно реконструируется, модернизируется. Я оборудовала познавательно-речевую зону «Речецветик», театральную зону «Забавушка» и зону сюжетно-ролевых игр «Играй-город». В познавательно-речевой зоне подобран игровой и дидактический материал по развитию речи детей. Особое место занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. Литературный материал подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-творческих способностей детей, эстетического вкуса, культуры восприятия литературных произведений.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой я знакомлю детей с героями книг, писателями и поэтами, учу обмениваться мнениями друг с другом по поводу прочитанного. В зоне «Речецветик» ребёнок может просмотреть детские книги, журналы, открытки и альбомы на различные темы. Пополнять зону книг нам помогают родители. Таким образом, я развиваю интерес детей к художественной и познавательной литературе. Воспитываю культуру речи, речевое поведение, аккуратное обращение с книгой. Формирую потребность рассматривать книгу, беседовать по поводу ее содержания Активное участие в жизни группы принимают родители моих воспитанников. Они участвуют в конкурсах, пополняют иллюстративный и книжный материал, пользуются нашими рекомендациями и консультациями, а главное дарят детям эмоциональные впечатления, которыми ребята делятся со взрослыми и со сверстниками. Также мои ребята очень любят творческие игры, такие как: «О чём думают деревья?», «Что бывает круглым (красным, острым, круглым, мягким...)», «Опиши жизнь лисы зимой» и др.
Все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей, отмечают стимулирующее влияние на них функции руки, так как тактильные ощущения несут в речевой центр мозга дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. Академик В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребёнка, а известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончике пальцев». Современные разработки позволили ученым сделать вывод, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает положительное влияние на развитие активной речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков ребёнка помогает развиться речи и интеллекту, оказывает положительное действие на весь организм в целом, готовит руку ребёнка к письму.
В нашей группе созданы картотеки пальчиковых гимнастик, а также игр для развития мелкой моторики рук: Фасолевые ванночки, игры с крупами, шнуровки, пазлы, игры с бусинками и пуговицами, игры с прищепками и др. Также занятия продуктивной деятельностью развивают руку ребёнка – это аппликация, лепка из пластилина и солёного теста, ручной труд с применением природного и бросового материала и т.д.
Одной из составляющих развития речевой среды в группе являются разнообразные виды театра: кукольный, пальчиковый, плоскостной, теневой. В театрализованной деятельности успешнее развивается диалогическая и монологическая речь, совершенствуются навыки звуковой культуры речи (темп, тембр, сила голоса, логическое ударение), расширяется активный словарь. Наша речь в повседневном обучении: чтение, декламация, театрализованные игры служит первым образцом для подражания. Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации, построенные на контрастах. Имея опыт творческой работы со словом, в повседневном обучении дети начинают широко использовать лексическое богатство родного языка, у них появляется грамматическая чуткость, развивается бережное отношение к родной речи.
В процессе совместной творческой речевой деятельности у ребят развивается умение интересно рассказывать и заинтересовать слушателя, а это помогает им стать общительнее, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах. А общение способствует развитию детского коллектива. Всё это является прямым подтверждением народной мудрости: «Уметь общаться - в счастье купаться». Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. В нашей группе создана зона сюжетно-ролевых игр «Играй-город». В этой зоне расположены сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Почта», «Парикмахерская», и др. Атрибуты к играм мы с детьми изготавливаем своими руками и с помощью родителей, например к игре «магазин» мы изготовили хлебобулочные изделия, конфеты и кондитерские изделия.
Задачи развития речи осуществляются во всех видах деятельности; решаются в процессе занятий и в повседневной жизни; используются в разнообразных формах организации детей. Речь ребёнка - важная черта его личности. От её развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь его будет правильной, красивой и совершенной.