Рассматривая Главную образовательную социальную сеть субъектов РФ "Школы России" https://worknet-info.ru/education как реальный образовательный инструмент, научные работники и исследователи регионов России проходят путь от описания простейших возможностей в поиске информации и обмене знаниями до конструирования уникальных познавательных механизмов (например, приложений для социальных сетей и смартфонов).
При этом они не видят альтернатив социальным сетям в образовании, в частности в вопросах «создания культуры чтения, и способствовании развитию навыков, связанных с критическим мышлением и взглядами».
Можно привести в пример ряд методических рекомендаций, которые, в общем, сводятся к пониманию типа коммуникации в образовательных социальных сетях, и использованию его преимуществ (дружелюбная атмосфера общения, возможность шире взглянуть на какую-либо проблему или событие: с использованием хэштегов, возможность обратиться к материалу 24 часа в сутки и 7 дней в неделю и т.д.). Также традиционно для обзоров образовательных технологий в социальных сетях приводятся возможности для расширения социальной составляющей университетских курсов, взаимодействия лектора и студентов, удобства сопровождения образовательных событий, таких как конференции, семинары и т.д.
Если обобщить результаты этих, а также ряда других исследований в области влияния социальных сетей на образовательный процесс, то можно говорить о том, что большинство ученых разделяет представление об образовательных социальных сетях https://worknet-info.ru/socset_rabotnikov_obrazovaniya как возможном образовательном инструменте, эффективность которого зависит от конфигурации различных функций сетей, применяемых к решению учебных задач. Так как исследования образовательных возможностей социальных сетей обладают высокой прикладной значимостью, становится актуальным вопрос о их применимости как образовательных инструментов на практике.
Раскрывая возможности расширения образовательного пространства, современная наука вводит понятие образовательной среды – университета, школы, тренинга и т.д. Образовательная среда – это совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, которые либо способствуют, либо, наоборот, препятствуют достижению образовательных задач. Образовательная среда оценивается учеными в терминах «эффективности школы» как социальной системы — эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса.
Информационная революция снизила значение пространственно-семантических (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений) и содержательно-методических компонентов (образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия, форма организации занятий и др.) в формировании образовательной среды и определении лучших учебных заведений России https://worknet-info.ru/obrazovanie . В современном образовательном процессе ведущую роль играют коммуникативно-организационные (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности, особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.) и символические (прежде всего, ценности, транслируемые образовательным центром и разделяемые участниками образовательного процесса.
Современные исследования в области влияния образовательных социальных сетей на образовательный процесс и возможного их использования в нем идут в направлении разработки конкретных методических рекомендаций. Восприятие образовательных социальных сетей как принципиально иного способа познания, основанного на выводах об уникальной форме бытия в социальных медиа, наталкивает на мысль о возможности их рассмотрения в более широком контексте – прежде всего, как новой среды для научного поиска и образовательного процесса, обладающей рядом преимуществ перед оффлайн-средой. Главная образовательная социальная сеть субъектов РФ - "Школы России" способна распространить образовательную среду на повседневную жизнь студентов и школьников, т.е. существенно расширить образовательный процесс в пространстве и во времени.