ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Комментарии · 1859 Просмотры

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей с ОНР

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психологическое развитие.

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди современных детей. Наиболее сложными из них являются органические нарушения, в частности, общее недоразвитие речи, осложненное дизартрией. У таких детей присутствуют не только нарушения фонематических процессов, звукопроизношение, грамматики, лексики, но и мелодико-интонационные расстройства , обусловленные парезами мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых связок, мышц гортани, нарушением их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. В результате у ребенка начинает страдать просодическая сторона речи, т.е. сила голоса, его тембр и выразительность . Кроме того, категория детей с данным речевым диагнозом характеризуется недостаточностью произвольности движений, плохой переключаемостью с одного движения на другое, их точностью, соразмерностью и плавностью, координацией. На занятиях такие дети двигательно расторможены, беспокойны, часто отвлекаемы и неусидчивы. Все эти проблемы, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешают в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Одна из основных задач в работе с такими детьми – это формирование просодической стороны речи ,которая развивается в течении всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной- у малышей, к интонационной речевой- у детей средней группы, а затем к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. К тому же данное понятие имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты и поза) средства.

Соответственно выразительность можно рассматривать как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека.

В современных условиях традиционные логопедические методики не всегда оказываются эффективны при формировании просодической стороны речи дошкольников с ОНР, осложненным дизартрией. Педагогам необходимо искать новые пути, методы и приемы коррекционной работы в данном направлении.

В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Ученые рассматривают личность ребенка с точки зрения ее потребности в созидании себя. В этом смысле на первый план выдвигается деятельность  в которой наиболее полно проявляется потребность ребенка в преобразовании. Эта потребность максимально удовлетворяется в театрализованной деятельности. По мнению Л.С. Фурминой, театрализованные игры - это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация , мимика, жест, поза и походка, воссоздаются конкретные образы. Однако стоит помнить, что театрализованная игра, прежде всего, должна дать детям массуположительных эмоций.

При этом, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои чувства, желания, взгляды и эмоции, причем не только в обычном разговоре но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь может оказать театрализованная деятельность . В процессе работы над выразительность реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Участие в театре ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно излагаться.

Включаясь в театрализованную деятельность, ребенок непроизвольно испытывает от обучения чувство радости и положительно относится к коррекционным занятиям. Радость невозможно вызвать волевым усилием, но, ставя ребенка в определенные ситуации можно его зарядить этим чувством. Ребенок переживает разные эмоциональные состояния, исполняя ту или иную роль: жалость, сострадание, гнев, страх, разочарование, стыд, вину, удивление. При разучивании роли, ребенок мимикой, движениями и выразительной речью передает настроение героев сказки, именно на сцене чувства и эмоции проявляются особенно ярко.

Итак, попадая в мир театра, и становясь его непосредственным участником, ребенок активно развивает свою память, мышление, фантазию, а в процессе подготовке к спектаклям, в силу специфической необходимости, работает над выразительностью речи и движений, что является необходимым условием успешной коррекционно-логопедической работы при данном нарушении. Осознание того, что его труд является частицей общего дела всех участников будущего спектакля , ребенок воспитывает в себе такие качества личности как ответственность, целеустремленность, доброжелательность.

 

Литература

  1. Кошманская И.П. Театр в детском саду (Серия «Мир вашего ребенка»)/ И.П.Кошманская –Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004г.
  2. 2Сушкова И.В. Социально-личностное развитие // Анализ программ дошкольного образования/ И.В. Сушкова –М.: Творческий центр сфера,2008.
  3. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников/ Н.Ф. Губанова- М.: ВАКО,2007г.
  4. Поваляева М.А. Справочник логопеда /М.А.Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс,2006.
  5. Волкова Л.С. Логопедия /Л.С. Волкова .-М.:ВЛАДОС, 2008
Комментарии