Образование детей дошкольного возраста - важные советы

Методики и программы образования детей дошкольного возраста

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОУ

 

Основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляют специфические виды детской деятельности, способствующие полноценному развитию ребенка. К развивающим видам деятельности дошкольника относятся игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская. Также в качестве условия полноценного физического развития детей необходимо обеспечить им двигательную активность.


Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.
Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает пространственными отношениями, постигает социальные отношения между людьми, узнает о человеке, животном и растительном мире, временах года и т.д. Овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре, развивается физически, познает особенности устройства собственного организма, экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества, приобретает полезные социальные навыки и т.д.


Иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения). Происходит развитие личности.
В методических рекомендациях С.Л. Новоселовой приводится следующая терминология:


Среда (Обогащенная) - предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Среда (Предметная) - система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.
Среда (Развивающая Предметная) - система материальных объектов
деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. В исследованиях В.А. Ясвина, развивающая образовательная среда - та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса».

Развивающая предметная среда (ПРС) – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.


Развивающая предметная среда – это система материальных объектов
деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.


Она должна объективно, через свое содержание и свойства, создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу. Среда будет являться стимулом к развитию только в том случае, если будет иметь определенную направленность и структуру в соответствии с актуальными потребностями ее субъектов (Г.М. Андреева, О.А. Горбань, А.Н.Леонтьев и др.).


При построении предметно-развивающей среды необходимо учитывать следующие принципы:
— открытости;
— гибкого зонирования;
— стабильности (динамичности) развивающей среды;
— полифункциональности.

- Принцип открытости. Его можно реализовать в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и своего «Я».
- Принцип гибкого зонирования, заключается в организации различных пересекающихся сфер активности.
- Принцип стабильности — динамичности развивающей среды тесно связан с принципом гибкого зонирования.
- Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду, необходимо помнить:
— она должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции, но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка;
— необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка;
— дизайн детского сада ориентирован на безопасность и возраст детей;
— элементы декора должны быть легко сменяемыми;
— в каждой группе должно быть предусмотрено место для экспериментальной деятельности;
— организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы;
— пространство группового помещения должно быть полифункционально;
— цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами;
— при создании развивающего пространства в групповом помещении нужно учитывать ведущую роль игровой деятельности;
— предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Комментарии