Формирование здорового образа жизни у дошкольников - новые методики

Обзор новых методик формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Уровень остояния здоровья (физического и психоэмоционального) детей как дошкольного, так и школьного возраста ежегодно падает. Это зависит от множества причин, в том числе и от увеличения умственной нагрузки, уменьшения возможности для двигательного и эмоционального отдыха, низкого уровня знаний о ЗОЖ.

 

Отношение детей к своему здоровью – фундамент, на котором может быть выстроено здание потребности в ЗОЖ. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Необходимо, чтобы дети поняли: сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и свое здоровье, и свою жизнь надо уметь защищать с самого раннего возраста. Работая в детском саду, нужно понимать, что показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья.

 

Но как это сделать, какими средствами и путями? Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что они мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий («не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди»), даже от здорового соперничества в подвижных играх.

 

Первое с чем можно столкнуться — это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают «двигательный дефицит», задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дошкольники имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и вялая мимика, нет гордости в осанке.

 

Именно поэтому следует воспитывать у ребенка: привычку к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку; основы культурно-гигиенических навыков; элементов самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности; понимание того, как влияют физические упражнения на организм человека, его самочувствие; умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда предотвращать их. Дети должны научиться: определять свое состояние и ощущения; понимать необходимость и роль движений в физическом развитии; выполнять гигиенические требования к телу, одежде; использовать знания о том, что полезно и что вредно для организма.

 

Система физкультурно-оздоровительной работы – это создание благоприятных условий в помещении для игр и занятий; соблюдение правил санитарии и гигиены; организация сквозного проветривания (3-5 раз в день в отсутствие детей); поддержание температуры воздуха в группе 20 -22 С).



Обязательны физминутки, физпаузы, подвижные игры, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, выполнение режима дня, организация правильного и рационального питания, закаливающие процедуры, различные упражнения на профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний и т.д.

 

Большое внимание нужно уделять организации развивающей среды в группе: физкультурный уголок; дидактические, настольные игры, альбомы; таблицы, модели на валеологическую тему. Активно работать с родителями: проводить родительские собрания, беседы, консультации, анкетирования, совместные спортивные праздники и развлечения, дни открытых дверей. и др.

 

Дошкольный возраст - наилучшее время, когда дети могут успешно усвоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро. Они учатся закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскивать их, мыть лицо, досуха вытирать личным полотенцем, пользоваться носовым платком и др. Повторность режимных моментов, постоянство требований обеспечивает прочность знаний и навыков самообслуживания, помогает при воспитании самостоятельности.

 

Большую помощь также оказывает художественная литература: рассказы Л. Воронковой «Маша-растеряша», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», 3. Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки», Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» и т.д.

 

Наиболее эффективным в воспитании здорового ребенка являются физические упражнения и физкультурные занятия. Для растущего организма особую ценность они приобретают, если проводятся на воздухе, поскольку усиливают обмен веществ и поступление в организм большого количества кислорода. Игры и занятия на воздухе во все времена года способствуют закаливанию организма ребенка, повышению его работоспособности и снижению заболеваемости. Для формирования привычки к ЗОЖ важно, чтобы ребенок понял необходимость физических упражнений, к которым относится, кроме прочего, утренняя гимнастика.

 

Один-два раза в неделю нужно проводить гимнастику под музыку, но прежде выполняются дыхательные упражнения. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Хорошо известно, что умственная работа без регулярных и целесообразных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности, переутомлению. Поэтому в процессе занятий и между ними проводятся физкультминутки, способствующие активному отдыху и повышению тонуса. Упражнения для них обновляются не реже 1-2 раза в месяц. 

 

Скажите воспитанникам, что физкультминутки помогут им вырасти сильными, что взрослые люди на заводах, фабриках, ученики в школах - все проводят физминутки для того, чтобы немного отдохнуть и с новыми силами приступить к работе. В работу также включается массаж рук, поскольку интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует к ним прилив крови. Это благоприятно влияет на психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

 

С каждым годом возрастает интенсивность движения транспорта. Оборотная сторона этого процесса – дорожно-транспортные происшествия, гибель и ранения сотен тысяч людей. Человеческие жертвы – всегда трагедия, тяжесть которой многократно увеличивается, когда в аварию попадает ребенок. Основная причина этих несчастных случаев - грубое нарушение правил дорожного движения. А как страдают дети, не зная, как вести себя в той или иной ситуации? Что делать, если возник пожар? Если остался один дома? Что можно есть, а что нельзя? Поэтому занятия по ОБЖ - один из приемов решения задач по формированию ЗОЖ у детей.

 

Они проводятся в старших группах по следующим темам: - «Опасные люди, и кто защищает нас от них»; - «Контакты с незнакомыми людьми и правила поведения с ними»; - «Машины нашего села»; - «Где должны играть дети» и др. Также необходимо проводить беседы на тему «Ядовитые грибы и ягоды», из которой дети узнают о том, что некоторые дары природы есть нельзя, ими можно отравиться. А позже занятия «Микробы и бактерии», на котором дети разглядывают в микроскоп грязную воду, потом они очень ответственно начинают подходить к мытью рук, подстриганию ногтей.

 

Занятие «Витамины в нашей пище» способствовуют тому, что ребята по другому начинают относиться к еде: теперь они стараются съедать салаты, фрукты, овощи, пить молоко.

 

Стоит также знакомить детей с тем, как устроено тело человека. В доступной форме, используя иллюстративный материал, рассказывать о его основных системах и органах, обращая внимание на необходимость прислушиваться к своему самочувствию.

 

В итоге можно сделать вывод, что данная деятельность приносит определенные результаты: дети знают пользу физических упражнений, свежего воздуха, воды, массажа для своего здоровья. Каждому ребенку хочется быть сильным, бодрым, энергичным - бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть вместе со сверстниками во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Основная задача – научить их думать о своем здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни.

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) сказано: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

 

К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья населения России, в том числе и детей дошкольного возраста. В тоже время общество нуждается в выпускнике дошкольного образовательного учреждения, который физически подготовлен, устойчив к неблагоприятным внешним факторам, осознанно и бережно относится к своему здоровью. Поэтому проблема формирования основ здорового образа жизни так актуальна в современном дошкольном образовании.

 


Чтобы ребёнок овладел даже самыми элементарными знаниями и умениями сохранения и укрепления своего здоровья надо, чтобы он имел определённые знания о строении своего организма, о функциях и значимости для жизни его частей и органов. От знаний о себе, о значении тех или иных органов для жизни, ребенок переходит к знаниям и умениям сохранять и укреплять здоровье этих органов, а значит, и организма в целом. Цель работы педагога-воспитателя: формировать основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через знакомство с организмом человека.

 


Задачи:
1. Формировать у детей первоначальные основы знаний из различных областей науки о человеке: анатомии, физиологии.
2. Формировать систему знаний о здоровье, факторах, влияющих на укрепление и сохранение здоровья.
3. Воспитать у детей бережное и заботливое отношение к собственному здоровью и здоровью других людей


Реализация задач формирования основ ЗОЖ в работе со старшими дошкольниками осуществляется в трех направлениях:
1) «Я – человек. Что я знаю о себе?»
Цель: Формировать представления о человека как о живом существе, об особых потребностях человека, внешнем строении, некоторых внутренних органах, о здоровье и болезни.
2) «Образ жизни человека и здоровье»
Цель: Формировать представления об образе жизни человека, о ритмичности жизнедеятельности, режимных моментах, о зависимости здоровья от образа жизни.
3) «ЗОЖ в условиях города»
Цель: Формировать у детей представления об особенностях жизни в городе, о факторах окружающей среды, оказывающих влияние на здоровье человека, формирование основ собственной безопасности.

 


В основу формирования и развития знаний о строении тела человека положен деятельностный подход, т.е. познавательная деятельность организуется таким образом, чтобы ребёнок сам открыл для себя разного рода знания и правила.
В младшем и среднем дошкольном возрасте, как уже говорилось, нужно знакомить детей с внешним строением человека и органами чувств. В старшем дошкольном возрасте возможно формировать представление о внутреннем строении человеческого организма, так как о некоторых внутренних органах и их функциях дети уже наслышаны.

 


Работа по данной теме осуществляется через совместную деятельность с детьми, организацию самостоятельной деятельности детей, создание развивающей среды, работу с родителями. Знакомство детей с организмом человека строится по перспективному плану, в основу которого заложен следующий алгоритм:
1) Сообщение доступных детям знаний и представлений на занятиях по познавательному развитию, так же через опытно-экспериментальную деятельность, чтение познавательной литературы;
2) Уточнение знаний в дидактической игре, опытно-экспериментальной деятельности;
3) Закрепление знаний детей на праздниках, досугах, в режимных моментах, в сюжетно-ролевой игре, продуктивной деятельности


В планирование включается работа с родителями:
На первом этапе на занятиях по познавательному развитию и в индивидуальной работе формируются представления детей о строении организма человека, влиянии различных факторов на его здоровье.


Большое внимание уделяется экспериментальной деятельности, которая помогает активизировать мыслительную деятельность ребенка, дает возможность самому открыть новые знания. Экспериментальную деятельность я активно использовала уже в работе с младшими дошкольниками. В старшем дошкольном возрасте содержание экспериментов усложняется.


Опыт – связь вкуса и обоняния
Цель: Доказать взаимосвязь органов вкуса и обоняния. Показать детям последствия нарушения обоняния, то есть заложенности носа.

 

Пробуя пищу то с открытым, то с закрытым носом, ребенок понимает, что при нарушении обоняния, т.е при насморке, заложенности носа вкусовые ощущения притупляются. Следовательно, пропадает аппетит и есть не хочется, организм не получает в нужном количестве питательные вещества.

 

Поэтому необходимо избегать насморка – закаливаться, одеваться по погоде и т.д. Опыт – реакция зрачков на свет. Цель: Определить реакцию зрачков на различное освещение. Показать детям необходимость оберегать глаза от яркого света.

 


Детям предлагают рассмотреть зрачки друг друга сначала в освещенной комнате, а потом в полумраке. Дети приходят к выводу, что в освещенной комнате зрачки сужены, а в темноте зрачки расширяются для того, чтобы уловить свет и восстановить способность различать в этих сумерках предметы. Кроме того, зрачок при появлении света сужается не сразу, потому попадание яркого света в глаза вредно. Детям необходимо это знать, так как появились лазерные указки, галогенные фонарики, игрушечные пистолеты со световым прицелом.

 

На втором этапе – уточнения полученных знаний - активно используются дидактические игры. Стоит подобрать готовые настольно-печатные игры и изготовила ряд игр, например: «На что похож», «Помоги собрать», «Составь портрет», «Здоровые зубки»

 


На третьем этапе - закрепление знаний детей об организме человека, охране здоровья происходит сюжетно-ролевых играх. В группе создается соответствующая предметно-развивающая среда.


На физкультурных праздниках, досугах дети закрепляют знания о потребности и пользе движений для укрепления различных органов и систем организма.
Продуктивная деятельность дает возможность детям выражать свои представления о ЗОЖ.

 

Через все темы ознакомления с организмом человека проводятся идеи о том, что могут и должны делать сами дети по охране своего тела и здоровья. В конце изучения каждой темы с детьми определяются правила безопасности здоровья, которые оформляются в отдельную папку.

 


Полученные детьми знания должны непременно подкрепляться положительным примером взрослых, окружающих детей, в первую очередь родителей.
Таким образом, успех деятельности взрослых по укреплению и сохранению здоровья детей во многом зависит от того, насколько сам ребёнок участвует в этой деятельности – владеет приёмами сохранения и укрепления своего здоровья, понимает важность этого. Поэтому можно говорить о необходимости и эффективности знакомства детей с собственным организмом и формирования основ здорового образа жизни.

Комментарии