ЗНАЧЕНИЕ ИГР МАРИИ МОНТЕССОРИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Игра имеет важное значение для здорового развития детей, особенно дошкольников. Развивающие игры детей стимулируют работу головного мозга.
Этот процесс влияет на развитие мелкой и крупной моторики, развитие речи, социализации, осознания своей личности, эмоциональное благополучие, творческие способности, решение проблем и способность к обучению. Задача воспитателя – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным, уникальным путем, реализовать свою природу.
Девизом школы Марии Монтессори являются слова «Помоги мне это сделать самому». В возрасте 3-6 лет ребенок, согласно точному образу М. Монтессори, является строителем самого себя. Именно на это время выпадает интенсивность сензитивных периодов в его развитии – речевого, сенсорного, социального, двигательного. Причем при благоприятных условиях к концу этого периода, с помощью своих органов чувств ребенок может познавать окружающий мир на уровне взрослого. Естественно, что наиболее подходящие условия для развития ребенка в этом возрасте предоставляет развивающая среда, где есть необходимые составляющие: сенсорный, речевой материал, двигательная зона и коллектив детей.
В работе с детьми можно определить следующие задачи:
Развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с сенсорными эталонами;
Закреплять умение выделять и группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам;
Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи;
Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.
Успешно решить данные задачи действительно помогает методика М. Монтессори. Ребенок учится жить в окружающей его социальной среде, задача педагога – организовать для него возможность проявления навыков и тренировки культурного общения с другими людьми.
«Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно самостоятельных и свободных людей» – говорила Мария Монтессори. Основной ее девиз «Помоги мне это сделать самому».
Ключевые моменты данной методики:
- Развитие чувства внутреннего порядка. С самого раннего возраста благодаря выполнению конкретных упражнений в ребенке развивается внутреннее чувство порядка, а порядок для ребенка очень важен.
- Максимальная индивидуализация. Методика позволяет учитывать психологические особенности каждого ребенка.
- Высокая мотивация деятельности. Ребенок испытывает удовольствие от познавательной деятельности, потому что поступает не по чьему-то указанию, а по собственному желанию.
- Развитие самостоятельности. Методика позволяет ребенку с самого раннего возраста действовать независимо от взрослых.
- Формирование высокой самооценки, творческого мышления.
- Гуманизм. Система полностью обращена к ребенку. Авторитаризм в ней отсутствует как таковой.
Очень важное значение М. Монтессори придавала игровому дидактическому материалу.
Требования к нему:
- Д.б. автодидактическим, т.е. приспособленным к самостоятельной целенаправленной работе ребенка без участия взрослого. Взрослый только однажды, когда ребенок впервые берет ;
- изолированность;
- эстетичность;
- внутренний контроль;
- реалистичность предметов;
- соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
Обязательна презентация детям каждого материала.
Вот некоторые материалы, которые можноно использовать в своей работе.
Дети учатся обращаться с ложкой, щеткой, салфеткой, полотенцем, губкой. Они переливают воду, пересыпают зернышки, застегивают и расстегивают одежду и др. Эти умения приходят к ребятам в результате постоянных упражнений и самостоятельной деятельности. Для каждого упражнения есть свой рабочий материал. Материал содержит возможность самостоятельного контроля над ошибками и исправления их, а также способствует развитию мелкой моторики.
Вот, несколько основных материалов, организующих дидактическое пространство для упражнений в практической жизни детей:
- Переливание из одного сосуда в другой (два стаканчика, поднос, губка для вытирания пролитой воды).
- Пересыпание с помощью ложки (две емкости, ложка, поднос).
- Различные материалы с пуговицами, шнурками, застежками и др.
- Уборка мусора со стола (корзинка с заранее подготовленным мусором, совок, щетка, все сложено в общую коробку).
Упражнения для развития чувств.
- Для развития зрения: различные пирамидки, башенки, цветные таблички)
- Для развития слуха – погремушки с разным наполнителем.
- Для развития осязания – шершавые таблички.
- Для развития термического чувства – термические бутылочки.
- Для развития обоняния – баночки с запахами.
- Для развития стереогностического чувства – геометрические тела.
В результате работы с сенсорным материалом мои ребята группы легко приобрели различные понятия и навыки: собирают предметы по принципу увеличения-уменьшения (понятия «большой – средний – маленький», «толстый – тонкий», «длинный – короткий», «высокий – низкий», «глубокий – мелкий»); подбирают пары цветов, их оттенки и различают цвета; различают шершавые и гладкие поверхности; различают различные шумы, подбирают пары шумов и звуков; различают предметы: плоский, объемный; различают и называют объемные тела и плоские фигуры; различают горячий – теплый – холодный, сладкий – кислый – горький – соленый; успешно работают кистью и красками, пластилином.
В системе Монтессори свобода сочетается с дисциплиной это важный момент в нравственном воспитании детей.
Для детей дошкольного возраста это очень важно, именно в этом возрасте закладываются основы положительного общения с взрослыми и сверстниками (умение уступать, договариваться); положительные привычки (умение благодарить, чистить зубки, мыть руки перед едой, соответствующее поведение за столом, в раздевалке и т. д.); овладевают предметной и игровой деятельностью (бережное отношение к вещам, игрушкам, у каждой вещи есть свое место; поработал, убери материал на своё место). Развитие ребенка по методике Монтессори дает основательную базу для формирования личности - личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной.