ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, обязательным компонентом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Развивать речь – это не значит только предоставлять детям возможность больше говорить, давать материал и темы для устных высказываний. Развивать речь – значит систематически, планомерно работать над ее содержанием, ее последовательностью, учить построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над правильным про-изношением звуков и слов. Лишь непрерывная и организованная система работы над языком способствует овладению им.
Обучение родному языку должно быть осознанным, осмысленным, так как на этой основе формируется ориентировка в языковых явлениях, создаются условия для самостоятельных наблюдений за языком, повышается уровень самоконтроля при построении высказывания.
Осознание представляет собой процесс отражения человеком действительности при участии слова. «Осознавать, по мнению С.Л. Рубинштейна, – значит отражать объективную реальность посредством объективированных в слове общественно выработанных обобщенных значений».
Человек, получая впечатления от воздействующих на него предметов (явлений) действительности, может словесно называть их, выражать отношения между ними при помощи языка. Благодаря слову, он имеет возможность дать себе отчет об отражаемом, а это значит, что его впечатления становятся сознательными. Таким образом, осознание возможно благодаря языку.
Доступность осознания детьми дошкольного возраста языковой действительности подтверждена многочисленными исследованиями:
- осознания звукового состава слова в процессе обучения грамоте (Д.Б. Эльконин, Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Г.А. Тумакова и др.);
- осознания смысловой стороны слова (Ф.И. Фрадкина, С.Н. Карпова, Е.М. Струнина, А.А. Смага и др.);
- осознания словообразовательных отношений (Д.Н. Богоявленский, Ф.А. Сохин, А.Г. Арушанова-Тамбовцева, Е.А. Федеравичене и др.);
- осознания связных высказываний (Т.А. Ладыженская, О.С. Ушакова, Н.Г. Смольникова, А.А. Зрожевская и др.).
Перечисленные исследования опровергают распространенную точку зрения на развитие речи как на процесс, целиком основанный на подражании, интуитивном, неосознанном усвоении языка ребенком. Они убедительно доказывают, что в основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности.
Подтверждая доступность осознания элементов речи уже в стихийном опыте детей, исследователи подчеркивают важность специальной работы по развитию сознательного отношения к языковой действительности, чтобы выработать у детей умение «оперировать не с языком, а над языком» (А.А. Леонтьев).
Поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому обще-нию. Центральная задача такого обучения - формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.
Но не всякое обучение способствует осознанию явлений языка и речи. Обучение, которое сводится только к накоплению знаний, умений и навыков и не формирует у детей умение думать, не учит его тем мыслительным операциям (анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т. п.), с помощью которых приобретаются, систематизируются и используются осмысленные знания, мало эффективно как для развития речи, так и для умственного разви-тия в целом.
Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс вооружения дошкольников знаниями, умениями и навыками. Установку на развитие можно считать современной стратегией обучения родному языку детей дошкольного возраста.
Среди различных концепций развивающего обучения, базирующихся на теории Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития ребенка, сегодня все большее понимание встречает подход, разработанный В.В. Давыдовым, В.В. Репкиным и др. В трактовке этих психологов развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на закономерности развития ребенка.
Недостаточно просто выдвинуть перед детьми познавательную задачу. Она должна быть принята ребенком, т. е. стать его собственной задачей. Вопрос, на который предстоит ответить, должен стать собственным вопросом ребенка, иначе он может не заинтересоваться информацией, которую сам не искал. Поэтому познавательная задача должна быть поставлена так, чтобы ребенок стремился к ее решению.
Развивающий эффект обучения определяется также и тем, насколько оно ориентируется не только на возрастные, но и на индивидуальные особенности детей. Индивидуально-ориентированное обучение предусматривает заботу педагога о том, чтобы каждый ребенок мог реализовать свои особенные качества и сохранить свою индивидуальность.
Поэтому, чтобы обеспечить успешное овладение детьми родным языком, их надо побуждать к самостоятельным поискам, к умственному усилию, к мыслительной активности, их «надо учить работать» (А.А. Люблинская). Это основная задача педагогов дошкольного учреждения.