ФГОС - основные педагогические термины и определения (глоссарий)

ФГОС - основные педагогические термины и определения (глоссарий)

ГЛОССАРИЙ 

Федеральные государственные образовательные стандарты

В соответствии с Федеральным законом № 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской Федерации устанавливаются Федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ - в соответствии с Федеральным законом №309-ФЗ от 5 декабря 2007 года «В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». 


Назначение федеральных государственных образовательных стандартов

Создание условий для эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования системы образования: выступать инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования; средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования; выступать фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества - с другой; быть одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования.



Базисный учебный (образовательный) план. Нормативный документ, определяющий структуру содержания образования, соотношение обязатель­ной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (инвариантную и вариативную);закрепляю­щий максимально допустимую нагрузку при 5- и б-дневной учебной неделе по классам, а также коли­чество недельных часов для финансирования. См. инвариантную часть базисного учебного (образова­тельного) плана. 
Вариативная часть базисного учебного (обра­зовательного) плана. Часть базисного учебного (об­разовательного) плана, обязательная для реализации в общеобразовательных учреждениях, представлена числом часов, отводимых на обеспечение индивиду­альных потребностей и запросов обучающихся, в т. ч. этнокультурных, интересов образовательных учреж­дений, субъектов РФ. Наполнение конкретным содер­жанием данной части базисного (образовательного) плана находится в компетенции участников образова­тельного процесса. 
Виды коммуникативных действий: 


  • планирование учебного сотрудничества с учи­телем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов их взаимодей­ствия; 

  • постановка вопросов - инициативное сотруд­ничество в поиске и сборе информации; 

  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; 

  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 



Виды универсальных учебных действий: 


  • личностные; 

  • регулятивные (включающие также действия саморегуляции); 

  • познавательные; 

  • знаково-символические; 

  • коммуникативные. 


Внеурочная (внеучебная) деятельность обучающихся. Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВН, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта. 
Гигиеническая норма - интенсивность и длительность воздействия факторов, которые обеспечивают сохранение здоровья детей и подростков, своевременное и гармоничное их развитие. 

Инвариантная часть базисного учебного (образовательного) плана - часть базисного учебного (образовательного) плана, определяющая структуру содержания образования, обязательного для реализации во всех общеобразовательных учреждениях; состав обязательных учебных предметов и время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. 

Информационное обеспечение субъектов образовательного процесса - система широкого доступа каждого субъекта образовательного процесса (учителя, ученика, родителя) к информационно-методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов. 

Качество образования - комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому человеку продолжить образование в соответствии с его интересами. 
Коммуникативная деятельность - взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налажива­ния отношений и достижения общего результата. 
Коммуникативные действия - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориен­тацию учащихся на позиции других людей (прежде всего партнера по общению или деятельности), уме­ние слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимо­действие и сотрудничество со сверстниками и взрос­лыми. 

Коммуникация - смысловой аспект общения и социального взаимодействия. Коммуникация обслу­живает совместную деятельность людей и предпола­гает не только обмен информацией, но и достижение некой общности - установление контактов, коопера­цию (организацию и осуществление общей деятель­ности), а также процессы межличностного восприя­тия, включая понимание партнера. 
Контроль в учебной деятельности - обеспече­ние эффективности учебных действий путем обнару­жения отклонений от эталонного образца и внесение соответствующих корректив в действие. 
Компетентность - умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Различают образовательную, обще культурную, соци­ально-трудовую, информационную, коммуникатив­ную компетенции, компетенцию в сфере личностного самоопределения и др. 

Компетентность информационная - способ­ность и умение самостоятельно искать, анализи­ровать, отбирать, обрабатывать и передавать необхо­димую информацию при помощи устных и письмен­ных коммуникативных информационных техноло­гий. 
Компетентность коммуникативная - способ­ность личности к речевому общению и умение слу­шать; умение ставить и решать коммуникативные за­дачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуни­кации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность инди­вида, выделяются: умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и да­вать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе (в классе), а также способность вы­ражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои вы­сказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения. 
Компетентность в сфере личностного само­определения - способности, знания и умения, по­зволяющие индивиду осмыслить свое место в мире; выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий; опыт самопознания. 

Компетентность образовательная - способ­ность личности активно использовать знания, уме­ния, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку в одной или нескольких обра­зовательных областях. В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образователь­ных областей) различают ключевые - метапредметные, общепредметные и предметные компетенции. 
Компетентность профессиональная - способ­ности и умения эффективно действовать в рамках своей профессии и квалификации. 
Компетентность социально-трудовая - способ­ности и умения, обеспечивающие человеку возмож­ность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами и сред­ствами социального взаимодействия, ориентиро­ваться на рынке труда. 
Компетенция - круг полномочий и прав, предо­ставляемых законом, уставом или договором кон­кретному лицу или организации в решении соответ­ствующих вопросов; совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы. 
Часто задается вопрос: "Есть ли разница между компетентностью и компетенцией?" Термин "competence" означает "способность, умение", а термин "competent", который переводится как "компетентность", имеет следующие значения: полноправный, правомочный, установленный, законный. Отсюда следует, что "компетентность" обозначает характеристику человека (полно-правный, правомочный и т. д.), а "компетенция" характеризует то, чем чело¬век обладает (способности, умения).  

Компетенции формируются только в процессе самостоятельной реализации той или иной деятельности, в ситуациях неопределенности и попытках самостоятельно справиться с какими-то проблемами. Проявляются они также только в деятельностных ситуациях (коммуникативные - в ситуациях дискуссии, выступления и т. д., исследовательские - в процессе реализации учащимися исследовательских проектов), где сам учитель или внешний эксперт может определить тот или иной уровень их достижения при помощи известных критериев и показателей.  

На сегодняшний день не существует единой принятой всеми классификации компетенций. Наиболее общая классификация компетенций содержит в себе три больших класса:  



  1. Профессиональные (специальные), необходимые данному специалисту для реализации его профессиональной деятельности. 

  2. Надпрофессиональные, необходимые для эффективной работы в организации. 

  3. Ключевые компетенции, в которые входят умения и качества, необходимые каждому члену общества. 


Критерии оценки качества образования - по­казатели и признаки, на основании которых оценива­ется качество общего образования: 


  • адекватность отражения потребности лично­сти, общества и государства в общем образо­вании в основополагающей системе требова­ний стандартов; 

  • условия реализации общеобразовательных программ начального, основного (неполного среднего) и среднего (полного) общего обра­зования и их соответствие требованиям стан­дартов; 

  • ресурсное обеспечение образовательного про­цесса (в т. ч. кадровое) и его соответствие требо­ваниям стандартов; 

  • реализуемые в образовательном процессе и достигаемые обучающимися результаты освое­ния основных общеобразовательных программ и их соответствие планируемым результатам как на уровне требований стандартов, так и на уровне ресурсного обеспечения. 



Критерии оценки сформированности универ­сальных учебных действий: 


  • соответствие возрастно-психологическим нор­мативным требованиям; 

  • соответствие свойств универсальных дей­ствий заранее заданным требованиям; 

  • сформированность учебной деятельности у обучающихся, отражающая уровень развития мета предметных действий, выполняющих функ­цию управления познавательной деятельно­стью детей. 



Критериально-оценочная функция стандартов

Требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом, позволяющие регулировать развитие системы образования на основе разработанных федеральных государственных образовательных стандартов.



Личностные универсальные учебные действия

Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.



Личностные результаты образовательной деятельности

Система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.



Метапредметные результаты образовательной деятельности

Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.



Медико-гигиенические требования к условиям реализации основных образовательных про­грамм общего образования - научно обоснованные нормы и требования системы здравоохранения к ор­ганизации образовательного процесса, разработан­ные с учетом состояния здоровья обучающихся; норм учебной нагрузки с учетом характера учебных пред­метов и видов деятельности, используемых при обу­чении; соблюдения личной гигиены, практических средств сохранения и укрепления здоровья учащих­ся; требований к оформлению и изданию книг, учебников и учебных пособий; участку и зданию об­щеобразовательных учреждений, их оборудованию и оснащению; световому и микроклиматическому режи­му; учебной мебели, техническим средствам обучения, школьным ранцам, сменной обуви; организации пита­ния учащихся начальных классов и медицинскому обеспечению. 
Назначение федеральных государственных образовательных стандартов - создание условий для эффективной реализации традиционных функ­ций стандартов как средства нормативно-правового регулирования системы образования: 


  • выступать инструментом организации и коор­динации системы образования; 

  • служить ориентиром ее развития и совершен­ствования; 

  • служить критерием оценки адекватности об­разовательной деятельности новым целям и ценностям образования; быть средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образова­ния в условиях перехода к непрерывной си­стеме образования; 

  • выступать фактором регулирования взаимо­отношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руко­водителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества – с другой; 

  • быть одним из ориентиров создания совре­менной инфраструктуры образования. 



Нормативное сопровождение требований к условиям реализации основных общеобразова­тельных программ - интегральное описание сово­купности ресурсов, необходимых для реализации основных образовательных программ, структури­руемое по сферам ресурсного обеспечения общего образования. К ним относятся: гигиенические требо­вания; кадровое, финансово-экономическое, матери­ально-техническое и учебно-материальное обеспе­чение. 
Образовательная среда - совокупность факто­ров, формируемых укладом жизнедеятельности шко­лы: материальные ресурсы школы, организация учеб­ного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат. 
Образовательные потребности. Потребность в общем образовании понимается как социальное отношение между теми или иными субъектами об­разовательного процесса. Таким образом, потреб­ность включает в себя отношения как минимум двух субъектов, один из которых выступает адресантом, а другой - адресатом социального запроса. Соци­альный запрос, в свою очередь, понимается как ана­литически выделенное содержание социальной по­требности. 
Общественные запросы в области общего образования (социальный заказ)

Запросы, интегрирующие потребности личности и семьи до уровня социальных потребностей. К их числу относятся: следование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений (безопасный и здоровый образ жизни); осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответст-венный личностный выбор (свобода и ответственность); освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей (социальная справедливость); активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики (благосостояние).



Общественный договор в области образования

Выявленные и согласованные социально-образовательные требования, предъявляемые к образованию семьей, обществом и государством, выражающие солидарную ответственность за результаты образования.



Общественный статус федеральных государственных образовательных стандартов

Важнейший механизм реализации основной миссии образования - формирования российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укрепления российской государственности, социокультурной модернизации страны, представленная в виде конвенциональной нормы, общественным договором между семьей обществом и государством в области образования.



Основные функции стандартов в области общего образования

Функции, направленные на обеспечение права, на полноценное образование посредством стандарта гарантированных конституцией Российской Федерации «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т.е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования; на обеспечения единства образовательного пространства страны за счет перехода к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования; обеспечения преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; критериально-оценочная функция, проистекающая из понимания сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. От-дельные компоненты стандарта несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускни-ков, образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом; функция повышения объективности оценивания на основе: критериально-ориентировнного подхода к оцениванию и использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом.



Примерные учебные программы по отдельным учебным предметам

Программы, имеющие ориентирующий характер, включающие пояснительную записку, в которой определяются цели изучения предмета на каждой ступени обучения, особенности содержания; содержание образования, включающее перечень изучаемого материала; примерное тематическое планирование с определением основных видов деятельности школьников; планируемые результаты освоения предметных программ; рекомендации по материально-техническому оснащению учебного процесса.



Программа формирования универсальных учебных действий

Программа, призванная регулировать различные аспекты освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; содержит описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования; описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования; связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.



Регулятивные действия - обеспечивают орга­низацию учебной деятельности учащимися. К ним относятся: 


  • целвполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвест­но; 

  • планирование - определение последователь­ности промежуточных целей с учетом конеч­ного результата; составление плана и после­довательности действий; 

  • прогнозирование - предвосхищение результа­та деятельности; 

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от этало­на; 

  • коррекция - внесение необходимых дополне­ний и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального дей­ствия и его продукта; 

  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвое­ния; 


волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий 

Результаты, не подлежащие оценке в ходе ито­говой аттестации выпускников в рамках контро­ля успешности освоения основных образователь­ных программ: 


  • ценностные ориентации выпускника, отра­жающие его индивидуально-личностные по­зиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); 

  • характеристика социальных чувств (патрио­тизм, толерантность, гуманизм и др.); 

  • индивидуальные психологические характери­стики личности. 




Результаты, подлежащие оценке в ходе итого­вой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образователь­ных программ - способность к решению учебно-практических задач на основании: 


  • системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и ин­формационных системах; 

  • умений учебно-познавательной, исследова­тельской, практической деятельности; 

  • обобщенных способов деятельности; коммуникативных и информационных умений; 

  • умения оценивать объекты окружающей дей­ствительности с определенных позиций. 



Система оценки учебных достижений обучаю­щихся - включает: 


  • описание объекта и содержание оценки (тре­бования, структурированные в соответствии с используемой таксономией); 

  • критерии и процедуры оценивания; 

  • формы представления результатов; 

  • условия и границы применения. 



Содержание образования - педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Специальное обра­зование дает человеку знания и умения, необходи­мые в конкретной отрасли деятельности. Содержа­ние общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систе­му ценностей и идеалов, обусловливающих граждан­скую позицию каждого индивида, его отношение к миру и определение своего места в нем. 
Социальный заказ - требования общества, ин­тегрирующие потребности личности и семьи в обла­сти общего образования, обеспечивающие формиро­вание у обучающихся: 


  • умения вести безопасный и здоровый образ жизни; 

  • готовности к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений; 

  • активной жизненной позиции; 

  • готовности к трудовой деятельности, обеспе­чивающей личное и общественное благополу­чие в условиях рыночной экономики; 

  • идеалов равенства, социальной справедли­вости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценно­стей; 

  • осознания нравственного смысла свободы и ее неразрывной связи с ответственностью; 

  • умения делать осознанный и ответственный личностный выбор и т. д. 



Структура основных образовательных про­грамм - комплект указаний, программ и требований, из которых состоит структура образовательных про­грамм: 


  • состав программ; 

  • рамочное описание базовых компонентов об­разовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) обще­го образования; 

  • требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, в т. ч. к соотношению обязательной части основ­ной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. 



Субъекты образовательного процесса - обу­чающиеся, их семьи, социальные и профессиональ­ные группы, административные институты и институ­ты гражданского общества. 
Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов

Подход к построению стандартов второго поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.



Требования к кадровому обеспечению, необ­ходимому для реализации основных общеобразовательных программ - система нормативов и регламентов, необходимых для обеспечения реали­зации основных общеобразовательных программ и достижения планируемых результатов общего обра­зования; укомплектованность кадрами: 


  • соответствующими профилю преподаваемой дисциплины и необходимой квалификации; 

  • способными к инновационной профессио­нальной деятельности; 

  • обладающими необходимым уровнем методо­логической культуры и сформированной го­товностью к непрерывному образованию. 



Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ - описание сово­купности компетентностей выпускника образователь­ного учреждения, определяемых личностными, обще­ственными и государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразователь­ных программ. Требования являются инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории РФ. Они могут быть дополнены требованиями субъек­тов РФ, образовательных учреждений, учителей в це­лях более полного отражения потребностей региона, специфики образовательной программы образова­тельного учреждения, специфики контингента обу­чающихся. Требования задают критерии оценки лич­ностных, мета предметных и предметных результатов на каждой ступени школьного образования; характе­ризуют планируемые результаты, возможность дости­жения которых должна быть гарантирована всеми уч­реждениями, реализующими программы основного общего образования; являются составной частью при­мерных учебных программ по предметам, программ развития универсальных учебных действий учащихся, программ воспитания и социализации учащихся. 
Требования к структуре основных общеобразо­вательных программ - система норм, регламентирую­щих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов общего образования. Основные образова­тельные программы начального общего, основного об­щего и среднего (полного) общего образования на­правлены на решение задач формирования общей культуры, адаптации личности к жизни в глобальном обществе, на создание основы для саморазвития и са­мосовершенствования обучающихся, осознанного вы­бора направлений продолжения образования и про­фессиональной деятельности. 
Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ - интегральное описание совокупности кадровых, финансовых, ма­териально-технических, гигиенических и др. сфер ре­сурсного обеспечения общего образования, необхо­димых для реализации основных образовательных программ. 

Универсальные учебные действия - способ­ность субъекта к саморазвитию и самосовершен­ствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культур­ную идентичность, социальную компетентность, то­лерантность, способность к самостоятельному усвое­нию новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 
Учебные действия - конкретные способы преоб­разования учебного материала в процессе выполне­ния учебных заданий. 
Целеполагание - возникновение, выделение, определение и осознание целей. 
Цели образования - общекультурное, личност­ное и познавательное развитие учащихся, обеспечи­вающее такую ключевую компетенцию образования, как"научить учиться". 

Фундаментальное ядро содержания общего образования 

Нормативный документ, в котором в обобщенном виде описаны универсальные учебные виды деятельности личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного характера, формирование и развитие которых осуществляется в ходе образовательного процесса. Фундаментальное ядро содержания фиксирует основополагающие элементы научного знания, в том числе ценностно-мировоззренческие, предназначенные для обязательного изучения в образовательных учреждениях общего образования: ведущие теории, научные идеи и категории, методы научного познания, события, явления и т.п.

Комментарии