ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УСТАНОВЛЕНИЮ ИМ РАЗРЯДОВ ОПЛАТЫ ТРУДА ПО ЕТС
1. Вопрос. Возможно ли включение в территориальные и ведомственные положения об аттестации работников, разрабатываемых на основе Типового положения, норм, допускающих проведение аттестации по инициативе администрации на соответствие занимаемой должности?
С какого времени Типовое положение имеет юридическую силу?
Ответ. Нет, территориальные и ведомственные положения не должны предусматривать оснований для проведения аттестации работника на соответствие занимаемой должности, т. к. это противоречит п.п. 1.3 и 3.2Типового положения.
Типовое положение, прошедшее регистрацию в Минюсте России (регистрационный номер 304 от 15 июля 1993 года), направлено органам управления образованием письмом Минобразования России от 22 июля 1993 года N 130-М.
Юридическую силу Типовое положение имеет с момента его опубликования в газете "Российские вести", т. е. с 29 июля 1993 года.
2. Вопрос. Можно ли предусматривать в территориальных и ведомственных положениях другую дату установления оплаты труда по результатам аттестации, чем это предусмотрено п. 4.1. Типового положения?
Ответ. Нет, в территориальных и ведомственных положениях не может устанавливаться другая дата оплаты труда по результатам аттестации.
3. * Вопрос. Чем руководствоваться при аттестации руководителей, если квалификационные характеристики на руководящих работников не содержат требований к уровню квалификации (профессионализма)?
Ответ. Показатели уровня квалификации (профессионализма) для руководящих работников (директоров (начальников, заведующих), их заместителей, руководителей структурных подразделений) определены разделом IV приложения к приказу Минобразования России от 1 декабря 1992 года N 420, которые могут дополняться и конкретизироваться в зависимости от местных условий.
4. Вопрос. В каком порядке проводить аттестацию вновь назначаемого руководителя образовательного учреждения, предусмотренную п. 1.5. Типового положения?
Ответ. Аттестация вновь назначаемого руководителя в соответствии с п. 3 ст. 35 Закона Российской Федерации "Об образовании" проводится с целью определения его возможностей по управлению данным учреждением с учетом образования, стажа и опыта работы, знаний основ управленческой деятельности и других требований, предусмотренных тарифно-квалификационной характеристикой, т. е. аттестация проводится на соответствие работе, должности, на которую он претендует. Форма и процедура такой аттестации определяются учредителем и закрепляются в уставе учреждения.
Уровень оплаты труда устанавливается в диапазоне разрядов группы по оплате труда руководящих работников, определенной на основе Объемных показателей, утвержденных приказом Минобразования России от 1 декабря 1992 года N 420. При этом могут учитываться результаты внеочередной аттестации по должности, занимаемой в период ее проведения.
5. Вопрос. Если группа по оплате труда руководящих работников устанавливается ежегодно, то изменяется ли в связи с этим разряд оплаты труда руководителя по присвоенной квалификационной категории?
Ответ. Разряд оплаты труда руководящему работнику в случае изменения группы по оплате труда определяется в соответствии с имеющейся квалификационной категорией в диапазоне разрядов установленной группы по оплате труда.
Работнику, представленному на высшую квалификационную категорию, в порядке исключения может быть установлен максимальный разряд оплаты труда по ЕТС в диапазоне разрядов, предусмотренных для следующей группы по оплате труда руководящих работников с обоснованием принятого решения.
6. Вопрос. Может ли группа по оплате труда руководящих работников изменяться в зависимости от качественных показателей работы учреждения?
Ответ. Да, может. Органы управления образованием республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, гг. Москвы и Санкт-Петербурга, министерства и ведомства Российской Федерации, имеющие в своем ведении учреждения образования, могут относить учреждения образования, добившиеся высоких и стабильных результатов работы, на одну группу по оплате труда выше по сравнению с группой, определенной в соответствии с утвержденными показателями.
7. Вопрос. Является ли основанием для присвоения квалификационных категорий наличие у работников государственных или отраслевых наград, званий или категорий по результатам аттестаций, проводимых до введения ЕТС, повышенных разрядов, установленных по результатам внеочередной аттестации?
Могут ли для таких работников устанавливаться другие формы и процедуры проведения аттестации или приниматься во внимание результаты внеочередной аттестации?
Ответ. Типовое положение и тарифно-квалификационные характеристики не предусматривают для таких работников никаких преимуществ при проведении аттестации на присвоение квалификационной категории.
В то же время для педагогических и руководящих работников, имеющих государственные или отраслевые награды, звания или категории по результатам аттестаций, проводимых до введения ЕТС, территориальные и ведомственные положения могут предусматривать особые формы и процедуры проведения аттестации, а также учитывать результаты внеочередной аттестации.
8. Вопрос. Кто должен нести расходы, связанные с проведением аттестации и увеличением фонда заработной платы в связи с присвоением квалификационных категорий?
Ответ. Дополнительные ассигнования на эти цели должны планироваться из средств соответствующих бюджетов.
9. Вопрос. Может ли быть оспорено решение аттестационной комиссии аттестуемым или руководителем учреждения, организации, где он работает?
Ответ. В соответствии с действующим законодательством решение аттестационной комиссии аттестуемым может быть оспорено по его заявлению в порядке, установленном при рассмотрении трудовых споров, т. е. в комиссии по трудовым спорам и в суде.
В случае несогласия руководителей органов управления образованием или учреждений, организаций образования с решением аттестационной комиссии в отношении аттестуемого они вправе рассмотреть результаты аттестации с целью проверки соответствия ее проведения Типовому или территориальному, ведомственному положению и контроля за обоснованностью принятых решений.
В этом случае аттестуемый может быть направлен на повторную аттестацию, результаты которой являются окончательными ( см. приложение к постановлению Минтруда России от 11 ноября 1992 года N 32 "Методические рекомендации по совершенствованию организации заработной платы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, на основе применения Единой тарифной сетки оплаты труда" (п. 4.11.).
10. Вопрос. Какие записи делаются в трудовой книжке работника, которому по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в том числе руководителя образовательного учреждения, ведущего одновременно преподавательскую работу?
Ответ. В трудовой книжке делаются следующие записи в разделе "Сведения о работе" в графе 1 ставится порядковый номер вносимой записи; в графе 3 пишется "Присвоена высшая (вторая, первая) квалификационная категория по должности "учитель" (без указания преподаваемого предмета), "преподаватель", "воспитатель", "методист", "директор (заведующий, начальник)" и т. д.; в графе 4 указывается, на основании чего внесена запись: приказ, его дата и номер.
По желанию руководителя учреждения, выполняющего одновременно работу учителя и прошедшего аттестацию на присвоение квалификационной категории по той и другой должности, в трудовую книжку вносятся две записи.
11. Вопрос. Проходят ли аттестацию в соответствии с Типовым положением педагогические и руководящие работники негосударственных образовательных учреждений?
Ответ. Нет, т. к. Типовое положение распространяется только на педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений и организаций образования Российский Федерации. В то же время негосударственное образовательное учреждение может принять решение о дифференциации в уровнях оплаты труда в данном учреждении в зависимости от квалификационных категорий, разработав свою систему их присвоения или использовав Типовое положение.
В случае перехода работника на работу в государственное или муниципальное образовательное учреждение из негосударственного образовательного учреждения, где ему была присвоена квалификационная категория, оплата его труда с учетом имеющейся квалификационной категории может производиться, если она была присвоена в соответствии с порядком и на условиях, установленных Типовым или территориальным положениями.
12. Вопрос. Могут ли получить квалификационную категорию учителя-дефектологи и логопеды, работающие в учреждениях здравоохранения или социальной защиты?
Ответ. Тарифно-квалификационные характеристики на указанных специалистов, предусматривающие установление разрядов оплаты труда, в том числе и в зависимости от квалификационных категорий, утвержденные Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством труда Российской Федерации, применяются независимо от ведомственной подчиненности учреждений. Аттестация указанных специалистов проводится в соответствии с ведомственными положениями об аттестации, разработанными на основе Типового положения.
13. Вопрос. На основе каких тарифно-квалификационных характеристик (по должности учителя или учителя-дефектолога, учителя-логопеда) следует проводить аттестацию специалистов, ведущих в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии индивидуальные и групповые занятия по коррекции отклонений в развитии, предусмотренные в учебных планах этих учреждений?
Как следует оплачивать часы указанных занятий?
Ответ. При проведении аттестации специалистов, ведущих занятия по коррекции отклонений в развитии в указанных образовательных учреждениях, следует руководствоваться тарифно-квалификационной характеристикой учителя-дефектолога (учителя-логопеда).
Ставка заработной платы учителей-дефектологов и учителей-логопедов, ведущих занятия по коррекции отклонений в развитии, устанавливаются за 20 часов преподавательской работы в неделю.
Если указанные занятия проводятся учителями, ведущими занятия по учебным предметам ( в том числе имеющими дефектологическое образование), то они могут аттестовываться по двум должностям как учителя и как учителя-дефектологи (или учителя-логопеды). Оплата труда учителя за часы работы в качестве учителя-дефектолога (или учителя-логопеда) производится по ставкам и в порядке, установленном для учителей-дефектологов, учителей-логопедов.
14. Вопрос. Если учитель школы ведет преподавательскую работу по нескольким предметам, то как проводится его аттестация?
Ответ. При преподавании учителем нескольких предметов учитель вправе сам определить и указать в своем заявлении, по какому из преподаваемых им предметов он хочет пройти квалификационные испытания. Оплата труда учителя по каждому из преподаваемых предметов должна производиться по разряду ЕТС, соответствующему полученной при аттестации квалификационной категории учителя.
15. Вопрос. Как следует производить оплату труда воспитателя, если квалификационная категория получена по должности учителя (учителя-дефектолога, учителя-логопеда)?
Ответ. Оплату труда воспитателя, имеющего квалификационную категорию учителя (учителя-дефектолога, учителя-логопеда), следует производить по разряду ЕТС с учетом квалификационной категории учителя.
В тоже время, если воспитатель, имеющий квалификационную категорию, ведет преподавательскую работу, оплата труда за эту работу производится без учета квалификационной категории воспитателя.
16. ВОПРОС Должно ли решение аттестационной комиссии учреждения, организации о присвоении второй квалификационной категории утверждаться вышестоящей аттестационной комиссией?
Ответ. Нет, т. к. в соответствии с Типовым положением решение о присвоении второй квалификационной категории принимает аттестационная комиссия учреждения, организации образования. На основании этого решения издается приказ руководителя учреждения, организации. Каких-либо утверждений или дополнительных согласований не требуется.
17. Вопрос. Требуется ли согласование заявления о присвоении первой или высшей квалификационной категории, с администрацией учреждения, организации образования? Куда непосредственно следует подавать заявление?
Ответ. Такого согласования не требуется. Заявление о присвоении квалификационной категории следует подавать в аттестационную комиссию, присваивающую квалификационную категорию, на которую претендует работник, или в порядке, определенном территориальным (ведомственным) положением об аттестации.
18. Вопрос. Как оплачивается труд лиц, выполняющих педагогическую работу в порядке совместительства?
Ответ. Лицам, выполняющим педагогическую работу в порядке совместительства и претендующим на оплату труда по разрядам ЕТС, соответствующим второй, первой или высшей квалификационным категориям, указанная оплата труда может производится только после присвоения квалификационной категории по результатам аттестации.
19. Вопрос. Следует ли при определении уровня оплаты труда педагогических работников, прибывших в Российскую Федерацию на постоянное или временное проживание из республик бывшего Союза ССР, учитывать квалификационные категории, присвоенные им в соответствующих республиках? Если да, то на какой срок?
Ответ. Оплату труда таких педагогических работников следует определять с учетом присвоенной им квалификационной категории и устанавливать соответствующий ей разряд оплаты труда по ЕТС. Квалификационная категория действует в течение срока, на которой она была установлена, но не свыше пяти лет со дня присвоения.
20. * Вопрос. Как проходят аттестацию на присвоение квалификационной категории заместители руководителей учреждений, организаций образования?
Ответ. Заместители руководителей учреждений, организаций образования проходят аттестацию в соответствии с требованиями и показателями уровня квалификации, принятыми для аттестации руководителей учреждений, организаций образования. Должностной оклад заместителю, имеющему квалификационную категорию, устанавливается в размере, соответствующем разряду оплаты труда, предусмотренному для руководителя этой же квалификационной категории, но уменьшенном на 10-20 процентов.
21. ** Вопрос. Можно ли учителю школы, имеющему, например, первую квалификационную категорию, за работу педагогом дополнительного образования в той же школе или в учреждении дополнительного образования (внешкольном), без прохождения аттестации по этой должности производить оплату труда по имеющейся у него квалификационной категории учителя?
Ответ. Можно, если работа в качестве педагога дополнительного образования совпадает с профилем преподаваемого учителем предмета. При этом необходимо иметь в виду, что первой категории учителя соответствует 13 разряд оплаты труда по ЕТС, а первой категории педагога дополнительного образования - 12 разряд.
22. Вопрос. Преподавателю вуза установлен 15 разряд оплаты труда по ЕТС. Сохраняется ли за ним этот разряд, если он привлекается одновременно к преподавательской работе в школе (лицее, гимназии), в учреждении начального и среднего профессионального образования, в учреждении дополнительного образования (внешкольном), или переходит в указанные образовательные учреждения на постоянную работу?
Ответ. Разряд оплаты труда, установленный преподавателю вуза, не может быть сохранен при его работе на преподавательской должности в указанных образовательных учреждениях, т. к. для учителей (преподавателей) разряды по ЕТС устанавливаются в диапазоне с 7 по 14 разряды, при этом разряды с 12 по 14 - только после прохождения аттестации в соответствии с Типовым положением.
В целях заинтересованности вузов и других образовательных учреждений (школ, лицеев и т. д.) в совместной работе могут использоваться различные формы оплаты труда преподавателей вузов:
- по взаимной договоренности между вузом и, например, лицеем может быть установлено, что должностной оклад преподавателю вуза будет выплачиваться с учетом имеющейся у него учебной нагрузки в лицее;
- особые условия оплаты труда преподавателей вуза при наличии у образовательного учреждения необходимых средств могут быть предусмотрены контрактом.
Оплата труда преподавателей вузов, привлекаемых к работе в указанных образовательных учреждениях, может производиться на условиях, предусмотренных постановлением Минтруда России от 21 января 1993 года N 7 "Об утверждении коэффициентов ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании";
- при присвоении квалификационной категорий (второй, первой, высшей) педагогическим работникам, привлекаемым к работе в общеобразовательные учреждения, учреждения начального и среднего профессионального образования, дополнительного образования (внешкольные) из числа преподавателей вузов, территориальными, ведомственными положениями могут быть предусмотрены особые формы и процедуры проведения аттестации.
23. Вопрос. Сохраняют ли свое действие квалификационные категории, присвоенные педагогическим работникам учреждений, организаций образования, расположенных на территории Российской Федерации, в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР от 20 марта 1991 года N 70?
Ответ. Квалификационные категории, присвоенные в соответствии с указанным постановлением, учитывались при установлении разрядов оплаты труда по ЕТС при внеочередной аттестации.
Принимая во внимание, что их присвоение основывалось на других принципах и без установления сроков действия, без прохождения аттестации в соответствии с Типовым положением такие квалификационные категории не сохраняются.
В то же время, в отношении этих педагогических работников территориальные, ведомственные положения могут предусматривать особые формы и процедуры проведения аттестации.
24. Вопрос. Как проводится аттестация медицинских работников, состоящих в штате учреждений, организаций образования?
Ответ. В соответствии с порядком, определяемым Министерством здравоохранения Российской Федерации.
25. Проводится ли аттестация библиотекарей, если да, то кем? Имеют ли они право получать квалификационную категорию?
Ответ. Аттестация библиотекарей с присвоением квалификационной категории проводится учреждением, организацией образования с учетом требований тарифно-квалификационной характеристики, утвержденной Министерством культуры России (приказ от 7 декабря 1992 года N 409).
26. Чем руководствоваться при аттестации педагогических и руководящих работников ведомственных дошкольных образовательных учреждений?
Ответ. При аттестации указанных категорий работников следует руководствоваться ведомственными положениями об аттестации, разрабатываемыми на основе Типового положения и тарифно-квалификационными характеристиками, утвержденными Минобразованием России по согласованию с Минтруда России.