Характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения
Для исследования готовности ребенка к школе можно использовать представленную ниже программу, при этом для изучения необходимых способностей выбирая любые методики по своему усмотрению.
Составляющие готовности:
- Психологическая и социальная готовность.
- Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.
- Развитие познавательной деятельности.
- Состояние здоровья.
Психологическая и социальная готовность
а) Желание идти в школу:
- ребенок хочет идти в школу;
- особого желания идти в школу нет;
- идти в школу не хочет.
б) Учебная мотивация:
- осознает важность и необходимость учения, цели учения приобрели (или приобретают) самостоятельную привлекательность;
- цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения;
- цели учения не осознаются и ничего привлекательного в школе не видит.
в) Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:
- достаточно легко вступает в контакт, понимает ситуацию правильно, воспринимает ее смысл и адекватно ведет себя;
- контакты в общении затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда адекватно;
- ребенок плохо вступает в контакт, сильные затруднения в общении и понимании ситуации.
г) Организованность поведения:
- поведение организованное;
- поведение недостаточно организованное;
- поведение неорганизованное.
Общая средняя оценка уровня психологической и социальной готовности:
Высокий уровень – если большинство показателей оценивается 1-м уровнем;
Средний – если большинство показателей оценивается 2-м уровнем;
Низкий – если большинство показателей оценивается 3-м уровнем.
Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:
а) Фонематический слух и артикуляционный аппарат:
- нарушений в фонематическом строе речи нет, звукопроизношение четкое, речь правильна, отчетлива;
- в фонематическом строе речи и произношении звуков есть нарушения, необходимо обследование логопеда;
- ребенок косноязычен, необходимо наблюдение логопеда.
б) Мелкие мышцы руки:
- рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом и ножницами;
- рука развита недостаточно хорошо, карандашом и ножницами ребенок работает с напряжением;
- рука развита плохо, карандашом и ножницами работает тоже плохо.
в) Пространственная ориентация, координация движений и телесная ловкость:
- ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок;
- отмечаются отдельные признаки недоразвития пространственной ориентации, координации движений, недостаточно ловок;
- ориентация в пространстве и координация движений развиты плохо, ребенок неуклюж и малоподвижен.
г) Координация в системе «глаз-рука»:
- ребенок может правильно перенести зрительный образец на расстоянии, т.е. с классной доски;
- графический образ переносится в тетрадь с небольшими искажениями;
- при переносе образа наблюдаются грубые нарушения.
д) Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах и картинках с множеством контуров):
- объем соответствует показателям возрастной группы;
- объем ниже средних показателей возрастной группы;
- объем намного ниже средних показателей возрастной группы.
Общая средняя оценка уровня развития школьно-значимых психофизиологических функций определяется по тем же параметрам (см. п. 1).
Развитие познавательной деятельности:
а) Кругозор:
- представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране или городе, в котором живет, о животных и растениях, о временах года;
- представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим;
- кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем бессистемны и отрывочны.
б) Развитие речи:
- речь содержательна, выразительна, грамматически правильна;
- ребенок затрудняется в поиске слов, выражений, мыслей, встречаются отдельные грамматические погрешности, речь недостаточно выразительна;
- слова приходится «вытягивать», ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок, нарушены согласования в числе и падеже, порядок слов, предложения не закончены.
в) Развитие познавательной активности и самостоятельности:
- ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждается в дополнительных внешних стимулах;
- ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется дополнительная внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок;
- уровень активности и самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется.
г) Сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, установление закономерностей):
- ребенок определяет содержание, смысл, в том числе и скрытый, анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает различие при сравнении, обнаруживает закономерные связи;
- все задания на определение сформированности интеллектуальных умений выполняются при стимулирующей помощи взрослого;
- задания выполняются с организующей и направляющей помощью взрослого, освоенный способ деятельности ребенок может перенести на выполнение сходного задания;
- при выполнении заданий необходима обучающая помощь, которая при этом воспринимается с трудом, освоенный способ деятельности самостоятельно не переносится на другие задания.
д) Произвольность деятельности:
- ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат и сам преодолевает трудности. Возникающие в ходе работы;
- ребенок выбирает средства для намеченного плана, но при этом часто отвлекается в процессе деятельности и трудности преодолевает при психологической поддержке;
- деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, организующая и направляющая помощь малоэффективна.
е) Контроль деятельности:
- результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с заданной целью;
- результаты усилий ребенка частично соответствуют цели и сам ребенок не может увидеть это неполное соответствие;
- результаты усилий совсем не соответствуют цели, и ребенок не видит этого несоответствия доже при помощи взрослого.
ж) Темп деятельности:
- соответствует средним показателям возрастной группы;
- ниже средних показателей;
- намного ниже средних показателей.
Общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности определяется по тем же параметрам (см. п.1). При оценке интеллектуальных умений 4 показателем присваивается «очень низкий уровень» по данному пункту.
Состояние здоровья:
а) Особенности развития ребенка на этапе дошкольного детства. Указать конкретные обстоятельства, повлиявшие на развитие ребенка (трудные роды, травмы).
б) Темпы развития в дошкольном детстве (своевременно ли начал ходить, говорить и т.д.)
в) Состояние соматического здоровья (есть ли отклонения в соматическом здоровье и болезненность, сколько раз за год болел, сколько это дней в сумме). Указать группу здоровья.
Заключение о готовности ребенка к школе.
Ребенок готов к школе, если по трем параметрам ему выставляется уровень высокий или средний.
Диагностические методики для изучения мотивов учения
1. Исследование мотивации с помощью детских рисунков
Ребенку предлагается нарисовать рисунок на тему «Что тебе нравится в школе?». Вариантов интерпретации может быть много, но все их можно разделить на две группы: либо рисунок соответствует заданной теме, либо нет.
а) Рисунок не соответствует теме:
- изображение игровых ситуаций означает мотивационную незрелость ребенка, у него отсутствует школьная мотивация, а преобладает, чаще всего, игровая;
- отказ рисовать вообще или рисование того, что лучше всего получается, свидетельствует о детском негативизме, что свойственно детям с высоким уровнем самооценки и высоким уровнем притязаний. Можно прогнозировать трудности в приспособлении к школьным правилам;
- непонятная тема рисунка или срисовывание у соседа говорит о неправильном понимании поставленной задачи, что характерно чаще всего для детей с ЗПР.
б) Рисунок соответствует теме:
- изображение учебных ситуаций свидетельствует о высокой школьной мотивации, об учебной активности, о наличии познавательных мотивов;
- ситуации не учебного характера с внешними школьными атрибутами говорят о положительном отношении к школе, но при внешней мотивации;
- игровая ситуация в школе обозначает положительное отношение к школе, но преобладание игрового мотива.
2. Методика определения ведущих мотивов учения
Ребенку предъявляется следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ, в котором мальчики (для мальчиков или девочки – для девочек) разговаривают про школу, а ты внимательно послушай». Далее зачитывается рассказ и к каждому случаю выкладывается схематическая картинка.
«Собрались как-то дети вместе и стали говорить, почему они ходят в школу.
- первый мальчик сказал: Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил.
- второй мальчик сказал: Я хожу в школу, потому что мне нравится туда ходить, учить уроки. Даже если бы школы не было, я бы все-равно учился.
- третий мальчик сказал: Я хожу в школу, потому что там весело, там много ребят, есть с кем играть.
- четвертый мальчик ответил: А я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я хожу в школу, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким.
- пятый мальчик сказал: Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь. А вырастешь, можешь стать кем хочешь.
- шестой же мальчик заметил: А я хожу в школу, потому что получаю там пятерки.
После того, как выложили все картинки, ребенку задается три вопроса:
- как, по-твоему, кто из мальчиков прав? А почему?
- c кем из ребят ты хотел бы играть? А почему?
- а с кем из них ты хотел бы учиться? Почему?
Каждый рассказик соответствует определенному мотиву учения. Поэтому, предпочтения ребенка в выборе друга определяет его ведущие мотивы:
1 – отсутствие школьной мотивации как таковой;
2 – познавательный мотив;
3 – игровой мотив;
4 – узколичностный мотив;
5 – социальный мотив;
6 – мотив получения хороших оценок.
3. Определение сформированности школьного типа мотивации
Инструкция: Сейчас я буду рассказывать тебе истории о тебе самом. Но не о том, что было, а том, что могло бы произойти. А ты внимательно слушай, и будешь говорить мне, что бы ты сделал или сказал, если бы с тобой это произошло.
- представь, что мама сказала тебе вечером: «Ты у меня еще маленький, трудно тебе ходить в школу. Хочешь, я пойду и договорюсь с учительницей, чтобы тебе разрешили не ходить в школу еще месяц (полгода, год)». Что ты ответишь маме?
- представь, что мама так и сделала (или: не послушалась тебя и сделала по-своему), договорилась и тебе разрешили не ходить в школу. Встал ты утром, позавтракал, в школу идти не надо. Что бы ты стал делать, чем занимался бы, пока другие ребята в школе?
- представь, что есть две школы: школа А и школа Б. В школе А в первом классе расписание такое, что каждый день уроки письма, математики и чтения, а уроки рисования и физкультуры не чаще одного раза в неделю. А в школе Б все наоборот. В какой школе тебе хотелось бы учиться?
- представь, что на улице ты встретил мальчика (для девочек – девочку), которому тоже 7 лет. Но он не ходил ни в подготовительный класс, ни в детский сад. Он тебя спрашивает, что нужно делать, чтобы лучше подготовиться к школе. Что бы ты ему ответил?
- представь, что тебе предложили учиться так: ты не должен ходить в школу каждый день, а к тебе будет приходить учительница домой и заниматься с тобой всем тем, что дети учат в школе. Ты бы согласился учиться в школе?
- в школе А нужно делать все так, как велит учительница: внимательно ее слушать, не разговаривать на уроке, поднимать руку, если надо выйти или что-то сказать. А в школе Б ничего не сделают, если ты встанешь во время урока, поговоришь с соседом или выйдешь.
- представь, что ты очень хорошо, старательно работал на уроке, и учительница сказала тебе: «Сегодня ты учился очень хорошо, я даже хочу наградить тебя. Выбирай, что ты хочешь: шоколадку, игрушку или поставить в журнал пятерку?». Что бы ты выбрал?
- представь, что ваша учительница уехала на месяц в командировку. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем вам поставить на это время другую учительницу, а можем попросить, чтобы ваши мамы побыли учителями, и каждый день одна из мам вела бы у вас уроки». Как бы ты захотел?
Каждый ответ ребенка оценивается как школьный или дошкольный. Варианты школьных ответов даны ниже. Соответственно, дошкольными являются противоположные по смыслу ответы.
Общее отношение к школе и учению:
- положительное отношение к школе и учению, отказ от предлагаемой отсрочки.
- наличие школьной, учебной ориентации в ситуации необязательного посещения школы (ответы типа «Буду читать», «Буду писать буквы» и т.п.).
- ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий:
- отказ от школы, лишенной учебного содержания. Предпочтение уроков грамоты и счета дошкольным видам деятельности.
- содержательное представление о подготовке к школе.
- ориентация на новые, собственно школьные формы организации деятельности:
- предпочтение классных занятий индивидуальным формам обучения.
- предпочтение школы, где соблюдение дисциплины обязательно.
- предпочтение отметки как формы награды другим видам поощрения.
- признание авторитета учителя перед родительским.
4. Изучение эмоционального отношения к школе
Для проведения методики понадобится 22 карточки с прилагательными – антонимами и 2 коробочки с наклеенными картинками. На одной картинке изображены дети в школьной форме и с портфелями, а на другой – дети в игрушечном автомобиле и с игрушками.
Прилагательные-антонимы могут быть следующими: хороший – плохой, чистый – грязный, активный – пассивный, добрый – злой, быстрый – медленный, веселый – грустный, сильный – слабый, большой – маленький, легкий – тяжелый, горячий – холодный, решительный – робкий.
Перед ребенком ставятся две коробочки и поясняется: «Вот это школьники, они идут в школу. А это дошкольники, они играют. Сейчас я тебе буду называть тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят – школьникам или дошкольникам, и в ту коробку положи».
После окончания подсчитывается количество положительных прилагательных (тех, которые в представленных выше парах занимают первое место) в каждой коробке. Чем больше положительных прилагательных в школьной коробке, тем сильнее положительное эмоциональное отношение к школе.
5. Анкета для выявления уровня школьной мотивации
- тебе нравится в школе или не очень?
- утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
- если бы учитель сказал, что завтра нужно приходить не всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
- тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- ты хотел бы, чтобы давали домашнее задание?
- ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- ты часто рассказываешь о школе родителям?
- ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- у тебя много друзей?
- тебе нравятся твои одноклассники?
Каждый положительный ответ на вопросы 1, 2, 3, 5, 7, 9, 10 и отрицательные ответы на вопросы 4, 6, 8 оцениваются в три балла. Нейтральные ответы в 1 балл. Ответы, не совпадающие с ключом, оцениваются в 0 баллов.
Итоговый уровень:
25-30 б. – высокая школьная мотивация и учебная активность
20-24 б. – нормальная школьная мотивация
15-19 баллов – положительное отношение к школе, но больше привлекают внеучебные мотивы
10-14 б. – низкая школьная мотивация
<10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.