Поступление в школу - поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами - резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно с помощью речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменную ему еще только предстоит освоить. И чем лучше развита у ребенка ко времени поступления в школу его речь, тем легче ему овладеть чтением и письмом.
К моменту поступления ребенка в школу у него должны быть сформированы следующие компоненты речи:
1)сформирована звуковая сторона речи.
Ребенок должен владеть правильным четким звукопроизношением всех звуков родного языка;
2)полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка, умение выделять начальный гласный звук из состава слова;слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д.;
3)сформированность грамматического строя речи: пользоваться разными способами словообразования и словоизменения правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, уметь образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных-дерево -деревянный; понимать и правильно употреблять предлоги; уметь согласовывать числительные с существительным (пять стульев);
4)Достаточный словарный запас.
К 7 годам активный словарь составляет от 3000 до 10000слов, ребенок должен пользоваться всеми частями речи - прилагательными, глаголами, местоимениями, наречьями и т.д.
Ребенок должен иметь представление о природе — о животных (диких и домашних, хищных и травоядных), о птицах (зимующих и перелетных), о растениях (травах, кустарниках и деревьях, садовых и полевых цветах) и их плодах, о природных явлениях. Также должен быть определенный запас географических знаний. В своей речи он должен активно употреблять антонимы (грустный — веселый, молодой — старый, бежать — стоять, разговаривать — молчать и т. д.), слова-признаки, уметь классифицировать называть сходство и различия предметов и явлений;
5)Развитая связная речь.
Ребенок должен уметь пересказывать небольшие по объему незнакомые рассказы и сказки. При пересказе должен правильно формулировать основную мысль, уметь последовательно и точно строить пересказ, правильно строить предложения, использовать сложные предложения,работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание;
6)Достаточный уровень речевой коммуникации
Будущий первоклассник должен быть достаточно активным в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета;
7) Развитая мелкая моторика
Учеными давно доказано, что мелкая моторика напрямую влияет на развитие речи ребенка, а в школьном возрасте оказывает прямое влияние на успешность усвоения учебного материала. Ребенок с развитой моторикой аккуратнее и быстрее пишет буквы.