Что нового появилось в области образования в России?

Тенденции развития системы общего образования в этом году

В России почти ежегодно в общеобразовательных учреждениях вводят новые стандарты обучения. Одни предметы убирают, другие возвращают из небытия, появляются новые дисциплины. Меняются правила сдачи ЕГЭ и условия приемы в вузы. Так, в 2017 году школьники снова стали изучать астрономию, которая больше 20 лет была невостребованной. А что планируют внедрить в наступающем 2018 году, какие идеи есть у Минобрнауки? Попытаемся разобраться в этих вопросах.

Сдаем русский устно

Много лет не утихают споры вокруг сдачи школьниками единого госэкзамена и государственной итоговой аттестации.  Одна половина требует их отменить и вернуться к советской системе, другая ратует за то, чтобы все осталось. С последними согласна и глава Минобрнауки Ольга Васильева. По ее словам, ЕГЭ — это мощный социальный лифт, который позволяет детям из Сибири, Дальнего Востока поступать в лучшие вузы страны. - По статистике выходит, что в московских университетах примерно 65 % студентов – это ребята из регионов, и 35 % – москвичи, - приводит данные Ольга Васильева. -  До ЕГЭ ситуация была прямо противоположной. Правда, сам механизм ЕГЭ нуждается в совершенствовании. Так, в 2018 году в ГИА будут внесены изменения: планируется, что в 9 классе будут сдавать устный экзамен по русскому языку.  Он станет допуском к государственной итоговой аттестации и будет введен по такому же принципу, как сочинение в 11-м. Пока обсуждается готовность регионов, которые в следующем году проведут "устный русский" в пилотном режиме. В планах - в ближайшие 2-3 года вернуть в качестве экзамена классическое школьное сочинение. ЕГЭ по астрономии вводиться не будет, однако в едином госэкзамене по физике к 2019 году могут появиться некоторые вопросы из этого курса. Кроме того, с 2020 года для 9-классников станет обязательным экзамен по иностранному языку, для 11-классников – с 2022-го. Планируется, что с 2020 года школьники всей страны обязательно будут сдавать историю.

Электронная школа

Примерно через полтора года начнет работать Российская электронная школа. Но это не значит, что все будут учиться только через Интернет. Онлайн-курсы позволят сделать обучение более гибким. По мнению Ольги Васильевой, это будет хорошим подспорьем для учителей. -  Там будет практически все: методическая помощь в ведении и составлении уроков, дополнительные модули по предметам, - заявляет министр. - К этому прибавятся также виртуальные музеи, библиотеки, театральные спектакли. Эту систему в данный момент отрабатывают на базе московской электронной школы.


По потребностям

В новом стандарте, ориентированном на старшеклассников, оставят шесть предметных областей, из которых они будут выбирать до семи нужных предметов. Это русский язык и литература или - впервые на выбор - родной язык и литература. Иностранный язык. Математика и информатика. Общественные науки - обществознание, история, география, экономика, право. Естественные науки - естествознание, физика, химия, биология, экология. Шестая область - искусство или предмет по выбору школы в национальных республиках (например, в Татарстане попросили включить предмет "технология").


Новый курс "Россия в мире", появившийся благодаря ставшему весьма популярным у старшеклассников экспериментальному учебнику "Россия в глобальном мире", наряду с физкультурой и ОБЖ вошел в число трех обязательных предметов. Главное новшество состоит в том, что каждый из выбранных предметов будет иметь три уровня изучения: интегрированный (первая ступень), базовый (вторая ступень) и профильный. Учащийся сам будет решать, какой из уровней для него предпочтительнее. Будущему гуманитарию не придется изучать интегралы и сложные химические формулы. Ему будет вполне достаточно получить знания по математике и химии, что называется, для общего развития, а основное внимание он сможет уделить таким профильным дисциплинам, как литература или история. На профильный курс будет отведено пять часов в неделю, а на базовый и интегрированный - соответственно по три часа. В результате учебный план для старшеклассника будет выглядеть так: три профильных предмета, три обязательных и три - базового или интегрированного уровня. Это снизит количество изучаемых предметов с 21 до 10. Не будут забыты в новом стандарте и индивидуальные проекты школьников, предназначенные для развития навыков самостоятельного обучения. Предполагается, что эта работа, на которую отводится два часа в неделю, будет проходить под руководством тьютора (личного куратора ученика). 


Комментарии