Екатерина II Великая заслуги реферат (сообщение доклад сочинение эссе) биография кратко

Екатерина II Великая заслуги реферат (сообщение доклад сочинение эссе) биография кратко

Губернские учреждения Екатерины Второй и грамоты 1785 года.

Губернские учреждения императрицы Екатерины составили эпоху в истории местного управления России.

Мы уже говорили что, Екатерина отняла полномочия у Сената, какими он пользовался при Елизавете. Сенат получил эти полномочия как бы в наследство от Кабинета Анны, но Екатерина не восстановила Кабинета и не держала при себе совета из 9 человек, какой был сформирован при Петре Третьем. В государственном управлении вообще ничего не было выше Сената. Только с 1768 года, по случаю начавшейся войны с турками, у неё появилась мысль устроить при себе совет на манер Конференции Елизаветы. Этот совет существовал, но не влиял заметно на управление. Этим и ограничивалась реформаторская деятельность Екатерины относительно центральных учреждений.

В 1775 году были изданы «Учреждения для управления губерний» . Вместо прежних 20 губерний в 1766 по этим “учреждениям о губерниях “в 1795 году была организована 51 губерния. Прежде губернии делились на провинции, а провинции на - уезды, теперь губернии делятся прямо на уезды. Прежде областное деление производилось случайно и выходило так, что численный штат администрации для разных губерний, отличающихся количеством, проживающих людей, был приблизительно одинаков. При новом административном разделении, было принято за правило, чтобы в каждой губернии было от 300 до 400 тыс. жителей, а в уезде - от 20 до 30 тыс. При большей дробности новых административных округов нужно было и больше административных центров, поэтому возникло много новых городов, созданных совершенно искусственно.

Изменив областные границы, учреждение о губерниях изменило и устройство областного управления. До 1775 года главным органом управления в губерниях, провинциях и уездах были губернаторы и воеводы со своими канцеляриями. Земский элемент, введенный в областное управление Петром Великим, удержался только в городском самоуправлении и исчез из губернского управления, почему местная администрация стала бюрократической. Суд, отделенный при Петре от администрации вновь слился с ней. Таким образом, бюрократизм и смешение ведомств стали отличительными признаками местного управления ; при этом состав администрации был малочислен и слаб. Эта слабость ясно сказалась во время Московского бунта в 1771 году, происшедшего под впечатлением чумы. Московский главнокомандующий граф Салтыков писал Екатерине “Я один в городе и Сенате, помощников нет, команды военной недостает... помочь мне некому.” Еще сильнее сказалась слабость администрации во время пугачевского бунта (1773-1774 гг.) Этот бунт возник среди казачества на Урале и был последней попыткой его борьбы с режимом государства. Этот бунт, поддержали крестьяне Поволжья, шла война с Турцией, и администрация не могла сдержать крестьянские волнения и обезопасить себя от любых случайностей. При таких условиях Пугачев под именем Петра Третьего овладел огромными пространствами от Оренбурга до Казани, началась упорная война. После нескольких битв Пугачев был пойман и казнен в 1774 году, но волнения утихли не скоро. Под впечатлением этих волнений Екатерина выработала свои учреждения о губерниях. Екатерина стремилась увеличить силы администрации, разграничить ведомства и привлечь к управлению земские элементы.

В каждом губернском городе были установлены:

1. Губернское правление во главе с губернатором. Имело административный характер, представляло правительственную власть, являлось ревизором всего управления.

2. Палаты уголовная и гражданская - высшие органы суда в губернии.

3. Палата казенная - орган финансового управления.

Все эти учреждения имели коллегиальный характер, но реально вся власть принадлежала губернатору.

4. Верхний земской суд - судебное место для дворянских тяжб и для суда над дворянами.

5. Губернский магистрат - судебное место для лиц городского сословия по искам и тяжбам на них.

6. Верхняя расправа - судебное место для однодворцев и государственных крестьян.

Эти суды имели коллегиальный характер, состояли из председателей -коронных судей и заседателей, представителей того сословия, делами которых занималось учреждение. Эти учреждения считались сословными, но действовали под руководством коронных чиновников.

7. Совестной суд - для решения тяжб и для суда над невменяемыми преступниками и непреднамеренными преступлениями.

8. Приказ общественного призрения - для устройства школ, богаделен, приютов и т.п.

В обоих этих местах председательствовали коронные чиновники, заседали представители всех сословий и ведались лица всех сословий. Так, не будучи сословными, эти учреждения не были бюрократическими.

В каждом уездном городе находились:

1. Нижний земский суд - ведавший уездную полицию и администрацию, состоявший из исправника(капитана -исправника) и заседателей ;и тот, и другие избирались из дворян уезда. Исправник считался начальником уезда и был исполнительным органом губернского управления.

2. Уездный суд - для дворян, подчиненный Верхнему земскому суду.

3. Городской магистрат - судебное место для горожан, подчиненное губернскому магистрату(городская полиция была вверена коронному чиновнику -городничему) .

4. Нижняя расправа - суд для государственных крестьян, подчиненный верхней расправе.

Все эти учреждения по своему составу были коллегиальными и сословными местами (из лиц того сословия, дела которого ведали) ;только председатель нижней расправы был назначаем от правительства Кроме перечисленных учреждений следует заметить еще два: для попечения о вдовах и детях дворян была установлена Дворянская Опека (при каждом Верхнем земском суде) , а для призрения вдов и сирот горожан сиротский суд (при каждом городом магистрате.) И в том и другом учреждении членами были сословные представители. В Дворянской Опеке председательствовал предводитель дворянства (они стали существовать со времени Екатерининской комиссии.) , а в сиротском суде -городская голова.

Такова была система местных учреждений Екатерины Второй. При обилии новых учреждений выдерживается модный в 18 веке принцип разделения ведомств и властей: администрация в них отделена от суда, суд - от финансового управления. Местные общества получили на сословном принципе широкое участие в делах местного управления. Местная администрация приняла вид земского самоуправления, под контролем немногих правительственных лиц и бюрократических органов. Екатерина думала, что она достигла своих целей: усилила состав администрации, правильно распределила ведомства между органами управления и дала широкое участие земству в новых учреждениях. О самоуправлении говорили в комиссии 1767-1768. Но недостатком местного учреждения 1775 года явилось прежняя система в центральном управлении, обязанность руководства и общего наблюдения. Падение прежней системы в управлении центральном произошло при правлении Павла Первого и закончилось учреждением Министерств при Александре Первом.

Таковы были главные меры Екатерины относительно управления. За исключением двух учреждений (совестного суда и приказа общественного призрения) , все остальные были органами какого-нибудь одного сословия. Самоуправление получило строго сословный характер: оно не было новостью для горожан, зато громадной новостью было для дворянства.

Сословия.

Становясь привилегированным и обособленным сословием, дворянство не имело ещё сословной организации, а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную организацию Учреждения 1775 года, давая дворянству самоуправление, этим самым давали ему внутреннюю организацию. Каждые три года, для избрания должностных лиц дворяне должны были съезжаться всем уездом, избирали уездного предводителя, капитана -исправника и заседателей в различные учреждения. Дворянство каждого уезда становилось целым сплоченным обществом и через своих представителей управляло всеми делами уезда; и полиция, и администрация находились в руках дворянского учреждения (нижний земский суд) . По своему сословному положению дворяне становились с 1775 года не только землевладельцами уезда, но и его администраторами.

Так как громадное число чиновников принадлежало к дворянству, то не только уездное, но и губернское управление вообще сосредоточивалось в дворянских руках. Дворянство из своих рядов поставляло главных деятелей в центральные учреждения. Таким образом, с 1775 года вся Россия от высших до низших ступеней управления (кроме разве городовых магистратов) стала управляться дворянством: вверху они действовали в виде бюрократии: внизу - в качестве представителей дворянских самоуправляющихся обществ. Такое значение имели для дворянства имели реформы 1775 года, они дали ему сословную организацию и первенствующее административное значение в стране. В «Учреждениях для управления губерний» , организация данная дворянству и её влияние на местное самоуправление рассматриваются как факты, созданные в интересах государственного управления, а не сословий. В 1785 году Екатерина издала Жалованную грамоту дворянству. Здесь уже начала сословного самоуправления рассматриваются как сословные привилегии, наряду со всеми правами и льготами, какие дворяне имели раньше. Таким образом, Жалованная грамота 1785 года явилась подтверждением закона о дворянстве и в ней было добавлено - признание дворянства уже не одного уезда, но и целой губернии за отдельное общество с характером юридического. Грамотой 1785 года завершен был процесс сложения и повышения дворянского сословия, какой мы наблюдали в 18 веке.

При Петре Первом дворянин определял обязанностью бессрочной службы и правом личного землевладения, причем это право принадлежало ему не исключительно и не вполне.

При императрице Анне дворянин облегчил свою государственную службу и увеличил землевладельческие права.

При Елизавете он достиг первых сословных привилегий в сфере имущественных прав и положил начало сословной замкнутости.

При Петре Третьем снял с себя служебную повинность и получил некоторые исключительные личные права.

При Екатерине Второй дворянин стал членом губернской дворянской корпорации, привилегированной и державшей в своих руках местное самоуправление. Грамота 1785 года установила, что дворянин не может иначе, как по суду, лишиться своего звания, передает его детям и жене, судится только равным себе, свободен от податей и телесных наказаний, владеет как неотъемлемой собственностью всем, что находится в его имении ; свободен от государственной службы, но не может принимать участия в выборах на дворянские должности, если не имеет «офицерского чина» . Таковы главнейшие права всякого дворянина. Помимо этого дворянские общества имели все права юридических лиц. К таким результатам дворянство пришло к концу 18 века ; исключительные личные права, широкое право сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление - вот результаты, к каким привела дворянское сословие политика императрицы. К этим результатам следует причислить и прогресс крепостного права. Мы видели, что положение крестьян непрерывно ухудшалось в 18 веке. Екатерина мечтала о крестьянском освобождении, строила его проекты, но она взошла на престол и правила с помощью дворянства и не могла нарушить союз свой с господствующим сословием. При Екатерине крепостное право росло и в смысле его силы и широты его распространения. Но вместе с тем росли и думы о его уничтожении и в самой императрице, и в людях, шедших за течением века. Законодательство о крестьянах времени Екатерины по-прежнему направлялось к дальнейшему ограничению крестьянских прав и усилению власти над ними помещика. Но такой взгляд на крестьянство не повёл к полному уничтожению гражданской личности крестьян: они продолжали считаться податным классом общества, имели право искать в судах и быть свидетелями на суде, могли вступать в гражданские обязательства и даже записываться в купцы с согласия помещика. Казна даже допускала их к откупам за поручительством помещика. В глазах закона, таким образом, крестьянин одновременно был и частным рабом и гражданином. Такая двойственность законодательства в отношении крестьян указывала на отсутствие твёрдого взгляда на них у правительства. У правительства было уже два известных нам направления в вопросе о крестьянах: императрица хотела их освобождения, окружающие её дальнейшего развития помещичьих прав. Вот почему в положении крестьянского вопроса при Екатерине наблюдается ряд противоречий. Рассмотрим некоторые из них. Рядом указов Екатерина старалась ограничить распространение крепостного права и прямо запрещала свободным людям и вольноотпущенным вновь вступать в крепостную зависимость. Учреждая новые города из сёл, населённых крепостными, правительство выкупало крестьян и обращало в горожан. Вся масса, около миллиона крестьян, принадлежащих духовенству, была окончательно изъята из частного владения и превращена в особый разряд государственных крестьян под именем экономических (1763) . Но рядом с этим Екатерина щедро раздавала приближённым людям имения, и число новых крепостных в этих имениях достигало громадной цифры. Далее, во всё свое царствование Екатерина искренне строила проекты освобождения крестьян ; уже во вторую половину её царствования видели проект закона о том, чтобы объявить свободными всех крестьян рождённых после Жалованной грамоты 1785 года. Но наряду с этим Екатерина воспретила свободный переход малорусских крестьян и тем формально водворила в Малороссии крепостное право, хотя надо сказать, что сама жизнь до неё уже подготовила его. Результатом таких противоречий было не прекращение или ограничение крепостного права, а ещё больший его расцвет. Исследователи истории крепостного права замечают, что век Екатерины был веком наибольшего развития крестьянской зависимости. И как раз в это же самое время общественная мысль обратилась к теоретическому обсуждению крепостного права. В обществе явился так называемый крестьянский вопрос и два взгляда на него: один в пользу освобождения крестьян, другой против освобождения. Екатерина допустила обсуждение этого вопроса не только в правительственных кругах, где судьба крестьянства давно составляла вопрос, но и в сфере общественной жизни. В Петербургском Вольном Экономическом Обществе, устроенном в 1765 году для поощрения полезных знаний в области сельского хозяйства, был поднят вопрос о быте крестьян. Г. Г. Орлов предложил публично обсудить вопрос о крепостной зависимости и о правах крестьян. Было рассмотрено большое количество трактатов из России и заграницы, премия была присуждена ученому Беарде-Делабею, который высказался в освободительном духе.

Таковы были главнейшие факты законодательной деятельности императрицы Екатерины. В противоположность Петру Великому Екатерина выступила на поле деятельности с широким преобразовательным планом, в основание которого легли отвлеченные принципы. Она не успела выполнить своего плана целиком и не провела последовательно своих идей. Мысли Наказа не перешли в практику, законодательство не было перестроено на новых основаниях, отношения сословий остались по существу, прежними и развивались в том направлении, какое было дано в предшествующее время. Развитие крепостного права и сословность самоуправления прямо противоречили тем отвлеченным теориям, каким поклонялась императрица, но соответствовали влиятельному сословию - дворянству. Екатерина всегда уступала действительности во всех её важных делах. Это ещё раз доказало бессилие личности изменить общий ход событий. Как исторический деятель, Екатерина осталась верна тем началам русской жизни, какие ей были завещаны, временами предыдущими, она продолжала свою деятельность в том же направлении, в котором работали её предшественники, хотя иногда не желала действовать как они.

Отдельные мероприятия.

Из отдельных мероприятий просвещенного правительства Екатерины особенно замечательны меры относительно народного образования и заботы о народной гигиене. С Петра образование в России носило практический характер -усвоение знаний для потребностей службы и жизни. Екатерина в своем Наказе первая заговорила о воспитательном значении образования и стала затем заботится об учреждении воспитательных заведений Для того чтобы, чтобы воспитать русское общество, Екатерина лучшим средством считала “произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей” , нравственно совершенных. Эта порода людей должна была вырасти в воспитательных училищах под надзором опытных педагогов, в полном разобщении с семьей и обществом. Такими воспитательными училищами явились: воспитательные дома в Москве (1763 при его учреждении и много помогал своими вкладами Демидов, внук знаменитого заводчика в Туле. Бейкой так хорошо устроил Воспитательный дом, что он, несмотря на большие издержки, мог сам себя содержать, главный доход его составлял ломбард.) и Петербурге (1767) , закрытые институты отдельно для девиц-дворянок и для девиц-горожанок (с 1764 г.) и кадетские корпуса. Кроме заведений воспитательных Екатерина заботилась также о распространении открытых училищ: в каждом уездном городе должны были явиться -Главные народные училища. В Екатеринославе, Пензе, Чернигове и Пскове предполагалось учредить университеты, но не хватило средств. Энергия в этом деле Екатерины и её помощника И. И. Бецкого заслуживает благодарного внимания.

Заботы о народном здоровье и гигиене вызвали при Екатерине попытку правильно организовать врачебную помощь во всей стране. Медицинская комиссия, учрежденная в 1763 году и приказы общественного призрения должны были блюсти медицинскую часть в империи. Каждый город обязан был иметь врачей не только города, но и для уезда, обязан также был устраивать госпитали и больницы, заводить приюты для неизлечимых больных и сумасшедших. Так как врачей недоставало, то их выписывали из-за границы, и проводили обучение русских лекарей и хирургов. В то же время основывали аптеки и фабрики хирургических инструментов. Зависимость от западноевропейских идей сказывалась в отношении Екатерины к русской торговле и промышленности. Она стремилась покровительствовать им: дала

1. В 1785 году Жалованную грамоту городам, подтверждая ею права городского самоуправления;

2. Желала лучше организовать кредит и учредила Государственный заемный банк с большим капиталом. Но её экономическая политика отличалась существенно от политики предыдущих царствований. С Петра Первого в России установилась над торговлей и промышленностью система строго правительственного контроля, и деятельность торгово-промышленного класса была стеснена регламентацией. Екатерина сняла эти стеснения, уничтожила самые органы контроля - Берг-Мануфактур-коллегию. Она содействовала развитию промышленности и торговли. При ней впервые были выпущены ассигнации, или бумажные деньги, что очень помогло торговле.

Екатерина Вторая достигла весьма значительных результатов в деле просвещения и «вестернизации» своих подданных. Сама Екатерина была весьма высокообразованным, по европейским меркам, человеком. Екатерина написала двенадцать томов произведений разных жанров. Много появилось писателей при Екатерине Второй. Самые известные: Державин, Фонвизин, Новиков. Державин писал оды, для прославления Бога, Екатерины, её полководцев, Особенно знаменита его ода «Бог» . Екатерина сумела привлечь на государственную службу Державина в качестве министра. Фонвизин написал две комедии «Бригадир» и «Недоросль» В них он осмеял дворян, которые не хотели учиться. Новиков издавал много журналов. Под руководство Е. Р. Дашковой были проведены работы по созданию «Словаря Академии Российской» , вышедший в свет в шести частях в 1789-1794 год. Это был первый толковый и нормативный словарь, заключавший в себя 40000 слов. Для работы над этим словарем были привлечены виднейшие ученые и писатели -Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, И. И. Лепехина, С. Я. Румовский. и другие.» Словарь Академии Российской «сыграл громадную роль в установлении лексических норм русского литературного языка» . Он был высоко оценен Пушкиным, который в 1836 году приводил слова Карамзина «... мы зреем не веками, а десятилетиями.» . Были выпущены в Петербурге в 6 частях «Полное собрание сочинений Михаила Васильевича Ломоносова» . В 1783 году, 21 октября по приказу Екатерины была торжественно открыта Российская Академия, Президентом была назначена Е. Р. Дашкова С 1783 по 1796 год было избрано 78 действительных ее членов.

При Екатерине возникла внушительная основа коллекции сегодняшнего Эрмитажа, её агенты - искусствоведы разъезжали по обедневшим дворам европейских правителей и владетельных особ, покупая шедевры и целые коллекции для Северной Семирамиды, как называли Екатерину французские просветители. В Петербурге при ней получила постоянную «прописку оперная труппа итальянцев, а опера «Севильский цирюльник» Паизиелло впервые в 1782 году исполнялась в концертном зале Эрмитажа. После своей первой поездке по России в 1766 году. Екатерина, когда ей довелось увидеть и услышать пение приветственных кантов, народные мелодии и пляски, обратила внимание на воспитание отечественной музыкальной смены. И это выразилось в конкретной поддержке музыкантов - россиян через дирекцию императорских театров. (Был открыт большой театр.) Внешняя политика Екатерины Второй.

Во внутренней политике Екатерина не подражала ни Петру, ни Елизавете, она ещё менее подражала немецким правительствам, бывшим на Руси - при ней у дел стояли русские люди и интересы России понимались чисто по-русски. Екатерина была национальной государыней не менее, чем Елизавета.

И во внешней политике Екатерина не стремилась подражать кому бы то ни было из своих предшественников и вместе с тем умела понять исконные задачи русской политики и потому была прямой подражательницей Петра. Мы видели, что из трёх вопросов русской внешней политики, стоявших на очереди при Петре, - шведского, польского, турецкого - Пётр разрешил только первый. Его преемники не разрешили ни второго, ни третьего. Их разрешила Екатерина II, и хотя некоторые и думают, что её решение произведено с ошибками, тем не менее у Екатерины нельзя отнять той чести, что она поняла и счастливо закончила то, чего не успел закончить Пётр. Ко времени Екатерины задачи России состояли в том, чтобы взять у Турции Крым и северные берега Чёрного моря, иначе говоря, достигнуть на юге естественных географических границ империи. По отношению к Польше задачи России состояли в том, чтобы освободить православно - русское население Польши от католическо-польского владычества, т.е. взять у Польши Старорусские земли и достигнуть с этой стороны этнографических границ русской народности. Екатерина счастливо исполнила всё это: Россия при ней завоевала Крым и берега Чёрного моря и присоединила от Польши все русские области, кроме Галиции. В этом заключались важнейшие результаты внешней политики Екатерины, увеличившей население империи на 12 млн. Душ ; но этим не исчерпывалось её содержание.

Вступая на престол, Екатерина застала конец Семилетней войны в Европе, а в России - охлаждение к Австрии и сближение с Пруссией, наконец, приготовления к войне с Данией, сделанные Петром III. Прекратив их и сохранив нейтралитет в Семилетней войне, Екатерина уничтожила Прусское влияние при русском дворе и постаралась поставить себя вне всяких союзов и дипломатических обязательств. Она хотела мира, чтобы упрочить своё положение и избегала обстоятельств, чтобы развязать себе руки в Польше, где ожидали смерти Августа III и где следовало посадить удобного для России короля. Между тем европейские дворы искали союза с Россией, чтобы с её помощью получить выгодные условия для мира при окончании Семилетней войны. Екатерине нужно было большое искусство и немало труда, чтобы от всех отделаться и никого не обидеть.” Со всеми государями Европы я веду себя, как искусная кокетка “, - говорила о себе Екатерина. но положение дел заставило Екатерину связать себя союзом с Пруссией воевать с Польшей и принять войну с Турцией, объявленную вследствие интриг Франции. Это были главнейшие внешние события первой половины царствования Екатерины. Все они находились в зависимости одно от другого и от внешнего положения дел в Европе. С первых лет её политики у неё явилась известная политическая система, и, отзываясь на ту или другую политические случайности, она руководствовалась своей системой. Эта система родилась в голове русского дипломата -немца Корфа, была разработана Паниным и принята Екатериной. Система была известна под своеобразным названием “Северного аккорда” и по содержанию была большой утопией. Корф и Панин желали “на севере составить знатный и сильный союз держав” из России, Пруссии, Польши и Англии, других северных государств и с целью мира противопоставить его французско-австрийскому союзу. Невозможно было ждать, чтобы все северные государства, имевшие между собой много счетов и неудовольствий, могли сблизиться в прочный и долгий союз. Однако идея “Северного аккорда” была причиной разрыва традиционного союза России с Австрией, державшегося со времени Петра Великого. В 1764 году Россия вступила в союз с врагом Австрии, Фридрихом Прусским, для совместных действий в Польше. Относительно первого раздела Польши, что в религиозных и политических смутах, какие начались в Польше со смертью Августа Третьего и вступлением на престол Августа четвертого (Понятовского) , Россия была заинтересована более других соседей Польши, потому что ей приходилось одновременно защищать двоякого рода интересы -политические и религиозно-национальные. Как европейская держава, соседняя с Польшей, Россия не желала никаких перемен в Польше и договором 1768 года гарантировала польскому королю неизменяемость политического строя Польши. Но государство православное, Россия годом раньше добилась важной реформы в польском государственном строе всех политических прав для лиц, не исповедующих католицизм. Двойственность интересов создавала двойственность политики, защищая православие в Польше, Россия в то же время гарантировала неприкосновенность прав польских панов на крепостных православных крестьян. Одновременно настойчивое вмешательство России в польскую жизнь создавало другое неудобство - боязнь чрезмерного усиления России. Франция, действовавшая против России прямо в самой Польше, действовали и посредством Турции - она подбила Турцию на войну, и с 1769 г. силы России поделились между двумя врагами. Обе войны затянулись, но окончились успешно для России, несмотря на то, что польским конфедератам помогали Франция и Саксония, а Турции хотела помочь Австрия. Силы конфедерации были уничтожены, движение затихло, Фридрих Прусский пустил в ход излюбленную свою мысль о разделе Польши между её соседями - Россией, Пруссией и Австрией. С планами раздела был знаком ещё Петр Первый и не сочувствовал. Но Екатерина согласилась на раздел потому, что была под сильным давлением Пруссии и Австрии, не могла им дать отпора, находясь в войне с Турцией. В 1772-1773 год России отошла Белоруссия, Екатерина не была довольна исходом дела, из-за своих уступок союзнице Пруссии и враждебной Австрии. Панин также был не доволен, так как его система нарушалась разделом Польши и участием в нем Австрии.

Несмотря на ряд политических затруднений, война с Турцией со стороны России велась активно. Русский флот обошел всю Европу, явился в Архипелаге, возмутил Морею против турок и одержал над ними победы. Так как турки укрепили Дарданеллы, российский флот не смог пройти в Черное море.

Не менее блестяще были победы Румянцева, перешедшего даже Дунай, и князя Долгорукого, занявшего весь Крым. Мир 1774 года дал России берега Черного и Азовского морей и сделал крымского хана независимым от Турции. Результатом этих условий явилось присоединение в 1783 году Крыма. Таким образом, цель была достигнута - на юге приобретены естественные границы. 1774 годом окончился первый, трудный и тревожный период екатерининских войн. Военное могущество России было доказано и давало русской дипломатии весьма уверенный тон, высокое чувство собственного достоинства и сознание силы представляемого ею государства. У Екатерины и её помощников (особенно у Г. А. Потёмкина) росли грандиозные планы завоеваний, зрел так называемый «греческий проект» . Он состоял в том, чтобы завоевать Турцию, которая казалась уже очень слабым государством, и на её месте восстановить Греческую империю с русским правительством. История этого проекта, быть может, находится в связи с древнерусскими мечтами о взятии Царьграда и с планом турецкой войны Петра в 1711 г. Взятый же отдельно, греческий проект представляется блестящей мечтой, но невыполнимым делом ; однако к тому делу шли приготовления: был занят Крым, колонизовался и устраивался Черноморский край (Новая Россия) , заводился черноморский флот. Для действий против Турции Екатерина вступила даже в союз с Австрией и оставила союз с Пруссией. Эта перемена союза в 1787 г. и воинственные замыслы России послужили причиной новых войн, упавших на Россию во вторую половину царствования Екатерины. Пруссия и Англия, её союзница, подняли Турцию на новую войну с Россией (1787-1791) и вызвали на тоже самое Швецию (1788-1790) . Шведская война закончилась для России ничем, от Турции Россия получила Очаков. Ещё не кончились эти войны, как Екатерина должна была вмешаться в польские дела. 3 мая 1791 года в Польше было провозглашено новое государственное устройство при тайном сочувствии и участии Пруссии в этом перевороте. Но Россия, гарантировавшая неприкосновенность старого польского режима, немедленно послала в Польшу войска. В 1793 году к русским войскам присоединились прусски, е и был произведён второй раздел Польши, давший России 4500 квадратных миль. Когда же в Польше явилась попытка восстановить прежние границы, то в 1795 году последовало окончательное уничтожение Польского государства. По третьему разделу Россия получила Литву и Курляндию. Этим закончилась вторая серия Екатерининских войн, доставившая России новые завоевания. Русские земли, в течении многих веков бывшие под властью Литвы и Польши, возвратились к России ; взято было много лишнего. Но Червонная Русь, или Галиция, отдана была Австрии.

Таково в кратких чертах содержание внешней политики Екатерины и результаты, ею достигнутые. При постоянном воздействии западных держав, при очень сложных политических затруднениях дипломатия Екатерины не всегда могла достигнуть того, к чему стремилась, не всегда ясно осознавала, к чему ей следует стремиться, словом, терпела неудачи и делала ошибки, но завершила успешным концом вековые стремления нашего племени, и оканчивая решение старых задач, спешила ставить новые, вроде греческого проекта, не всегда вытекавшие из реальных потребностей времени народа, но иногда близкие народному делу.

Историческое значение деятельности Екатерины II.

Историческое значение деятельности Екатерины II определяется довольно легко на основании того, что было сказано выше об отдельных сторонах екатерининской политики. Мы видели, что Екатерина по вступлении на престол мечтала о широких внутренних преобразованиях, а в политике внешней отказалась следовать за своими предшественниками, Елизаветой и Петром III. Она сознательно отступала от традиций, сложившихся при Петербургском дворе, а между тем результаты её деятельности по своему существу были таковы, что завершили собой именно традиционные стремления русского народа и правительства. В делах внутренних законодательство Екатерины II завершило собой тот исторический процесс, который начался при временщиках. Равновесие в положении главных сословий, во всей силе существовавшее при Петре Великом, начало разрушаться именно в эпоху временщиков (1725-1741) , когда дворянство, облегчая свои государственные повинности, стало достигать некоторых имущественных привилегий и большей власти над крестьянами - по закону. Наращение дворянских прав наблюдали мы во время и Елизаветы, и Петра III. При Екатерине же дворянство становиться не только привилегированным сословием, имеющим правильную внутреннюю организацию, но и сословием, господствующим в уезде (в качестве землевладельческого сословия) и в общем управлении (как бюрократия) . Параллельно росту дворянских прав и в зависимости от него падают гражданские права владельческих крестьян. Расцвет дворянских привилегий в ХVIII веке необходимо соединялся с расцветом крепостного права. Поэтому время Екатерины II было тем историческим моментом, когда крепостное право достигло полного и наибольшего своего развития. Таким образом, деятельность Екатерины II в отношении сословий (Не забудем, что административные меры Екатерины II носили характер сословных мер) была прямым продолжением и завершением тех уклонений от старорусского строя, какие развивались в XVIII веке. Екатерина в своей внутренней политике действовала по традициям, завещанным ей от ряда ближайших её предшественников, и довела до конца то, что они начали.

Напротив, в политике внешней Екатерина, как мы видели, была прямой последовательницей Петра Великого, а не мелких политиков XVIII века. Она сумела, как Пётр Великий, понять коренные задачи внешней русской политики и умела завершить то, к чему стремились веками русские государи. И здесь, как в политике внутренней, она довела до конца своё дело, и после неё русская дипломатия должна была ставить себе новые задачи, потому что старые были исчерпаны и упразднены. Если бы в конце царствования Екатерины появился в России московский дипломат XVI или XVII вв., то он бы почувствовал себя вполне удовлетворённым, так как увидел бы решёнными удовлетворительно все вопросы внешней политики, которые так волновали его современников. Итак, Екатерина традиционный деятель, несмотря на отрицательное отношение к русскому прошлому, несмотря, наконец, на то, что она внесла новые приёмы в управление, новые идеи в общественный оборот. Двойственность тех традиций, которым она следовала, определяет и двоякое отношение к ней потомков. Если одни не без основания указывают на то, что внутренняя деятельность Екатерины узаконила ненормальные последствия тёмных эпох XVIII в., то другие преклоняются перед величием результатов её внешней политики. Как бы то ни было, историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно велико именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, раньше развивавшиеся. Эта способность Екатерины доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история, заставляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от её личных ошибок и слабостей.

 

СТАТИСТИКА:

1. Устроено губерний по новому образцу: 29

2. Построено городов: 144

3. Конвенций и трактатов заключено: 30

4. Побед одержано: 78

5. Замечательных указов издано: 88

6. Указов для облегчения народа: 123 ; итого, 492 дела.

7. Отвоёваны у Польши и Турции земли с населением до 7 млн. человек.

8. Население империи увеличено с 19 млн. человек (1762 г.) до 36 млн. (1796 г.) .

9. Армия с 162 тыс. человек усилена до 312 тыс..

10. Флот с 21 линейных кораблей и 6 фрегатов усилен до 67 линейных и 40 фрегатов.

11. Сумма государственных доходов с 16 млн. рублей поднялась до 69 млн. рублей.

12. Число фабрик увеличилось с 500 до 2 тыс..

13. Увеличен ввоз - вывоз внешней балтийской торговли с 9 млн. до 44 млн. рублей.

14. Увеличен ввоз - вывоз внешней черноморской (созданной Екатериной) торговли с 390 тыс. до 1 900 тыс. рублей.

Комментарии