Культура середины II половины XVIII века все по учебной программе основное кратко

Культура середины II половины XVIII века все по учебной программе основное кратко

Реформы Екатерины II касались не только сферы управления, сословной организации и экономики. Среди важнейших следует называть реформу образования. Будучи прилежной ученицей философов-просветителей, Екатерина понимала, что успех любых социальных преобразований зависит от уровня просвещенности народа, от его способности воспринимать новое.

Образование

Реформы Екатерины II касались не только сферы управления, сословной организации и экономики. Среди важнейших следует называть реформу образования. Будучи прилежной ученицей философов-просветителей, Екатерина понимала, что успех любых социальных преобразований зависит от уровня просвещенности народа, от его способности воспринимать новое. Ей было очевидно, что недостаточно дать человеку лишь определенный набор знаний (как это было при Петре), но необходимо изменить его психологию, ценностные ориентиры, нравственные основы личности. Среди комиссий, созданных Екатериной уже в 1763 г., была и Комиссия по народному образованию, разработанный ею законопроект так и не был реализован.

Главным проводником политики Екатерины в области образования стал Иван Иванович Бецкой (внебрачный сын генерал-фельдмаршала И.И. Трубецкого), сам получивший неплохое образование за границей. Уже в 1763 г. он был назначен директором Сухопутного шляхетского корпуса и президентом Академии художеств, а в 1764 г. императрица утвердила разработанное им “Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества”, в основе которого лежала популярная тогда в Европе идея “воспитания новой породы людей”, свободных от пороков, которые затем через семью распространят принципы нового воспитания на все общество. По замыслу автора, в России следовало создать сеть училищ, где в полной изоляции от дурного влияния общества (в том числе м родных) воспитывались бы дети от 4-6 до 18-20 лет. Училища должны были быть сословными, причем особо оговаривалось образование разночинцев, т.е. выходцев из низших сословий. Для всех новых учебных заведений Бецкой разработал специальные уставы, в которых просветительские идеи в области педагогики воплотились в обязательные нормы. Уставами запрещалось бить и бранить детей, а развитие их природных качеств и склонностей, интерес к учебе предполагалось поощрять лаской и уговорами. Для широкого распространения новых идей в области образования уставы учебных заведений периодически переиздавались.

Для детей дворян открывались средние учебные заведения - по типу основанного в 1764 г. Бецким Общества двухсот благородных девиц в Петербурге (Смольный институт). Он был первым в России женским учебным заведением и пользовался особым покровительством Бецкого и самой императрицы. Екатерина часто бывала в институте и даже переписывалась с некоторыми из воспитанниц. В том же 1764 г. в Москве было открыто подобное Смольному институту Екатерининское училище. Для дворянских детей предназначался и реформированный в 1766 г. Сухопутный шляхетский корпус.

Для детей других сословий (кроме крепостных) создавались профессиональные училища со средним специальным учебно-образовательным курсом: коммерческое училище при Московском воспитательном доме (1772 г.), родовспомогательное училище при Санкт-Петербургском воспитательном доме, училища при Академии художеств (1764 г.) педагогические училища при Смольном институте (1765 г.) и Сухопутном шляхетском корпусе(1766 г.). Открыты Воспитательные дома для сирот в Москве (1764 г.), Санкт-Петербурге (1770 г.) и др. городах.

“Благородные училища” для детей дворян создавались на средства государства, “мещанские” училища - на пожертвования граждан. Поощрение подобных денежных вкладов и пример, поданный в этом отношении императрицей, должны были способствовать созданию в обществе новой атмосферы, иных принципов во взаимоотношениях людей. В это время зарождалась российская благотворительность - явление, которому многим обязаны русская культура и образование.

Однако к концу 1770-х гг. стало ясно, что система Бецкого не дает ожидаемых результатов. Изолировать воспитанников от окружающей жизни было невозможно хотя бы потому, что детей учили люди, выросшие в иных условиях. Кроме того, отдельные созданные училища еще не образовывали системы народного образования. В 1782 г. по указу Екатерины была создана Комиссия об учреждении училищ, в составе которой работали специально приглашенные в Россию видные педагоги из Европы. Комиссия разработала план создания двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В их программы были включены математика, история, география, физика, архитектура, русский и иностранный языки. Специально для этих училищ Бецкой и Екатерина написали книгу “О должностях человека и гражданина”, в которой популярно излагались воззрения просветителей на такие разные понятия, как душа и добродетель, обязанности по отношению к Богу и обществу, государству и ближним; приводились также сведения по гигиене, советы по домоводству. В последующие годы были изданы ряд пособий для учителей, инструкции, учебники.

В результате всех этих мер в России впервые возникла единообразная система учебных заведений с общей методикой преподавания и организации учебного процесса, основанного на классно-урочном обучении. Народные училища были бессословными, но существовали они лишь в городах, и это практически закрывало доступ к образованию для крестьянских детей. В этом заключался основной недостаток реформы. Но создать в это время более разветвленную сеть школ государству было не под силу хотя бы потому, что не было еще достаточного количества учителей. В целом же масштаб и долговременное значение всего, что удалось сделать, были поистине грандиозны.

Общественная мысль и журналистика

Пример императрицы, увлекавшейся чтением и сочинительством, имел благотворное влияние на развитие русской культуры. Это был тот короткий период, в течение которого существовал своего рода союз государства и культуры, когда культура остро нуждалась в поддержке государства. Проникновение государства в жизнь общества еще не стало всеобъемлющим, а культура еще не завоевала самостоятельного места, не ощутила своей самоценности. С другой стороны, “просвещенный абсолютизм” признавал свободу слова, мысли, самовыражения, не находя в них опасности. В екатерининское время шло формирование той культурной Среды, которая просуществовала в России вплоть до 1917 г. Немалая роль в этом процессе принадлежала самой императрице, которая возвела задачу культурного развития в ранг государственной политики.

Особая заслуга принадлежит Екатерине в развитии русской журналистики, расцвет которой пришелся на 60 - 70-е гг. XVIII в. В 1769 г. императрица основала сатирический журнал “Всякая всячина”, официальным редактором которого стал ее статс-секретарь Г.В. Козловский. Это издание было необходимо Екатерине, чтобы иметь возможность высказать свою точку зрения на общественно значимые проблемы. В журнале она опубликовала несколько статей, в которых в иносказательной форме объяснила причину неудачи Уложенной комиссии. Помимо этого журнал был нужен императрице и для обличения и осмеяния разнообразных пороков (в духе идей просвещения). Это породило оживленную полемику о роли сатиры в обществе - должна ли она бороться с абстрактными пороками или конкретными их носителями. Основным оппонентом императрицы стал выдающийся русский просветитель и издатель XVIII в. Николай Иванович Новиков, также издававший в эти годы ряд сатирических журналов (“Трутень”, “Живописец” и др.).

В литературе можно встретить утверждения, что спор Екатерины и Новикова носил идеологический характер и повлек за собой цензурные преследования последнего. Документы не подтверждают этого, на самом деле разница во взглядах императрицы и просветителя была в то время еще незначительной. Сама же по себе открытая полемика в печати государыни с одним из подданных стала явлением беспрецедентным в русской истории. В екатерининское время у государства не было нужды защищаться от новых идей в литературе, да и авторы были еще не так смелы. Цензурные запреты касались лишь произведений печати, считавшихся еретическими, безбожными или безнравственными.

Развитие культуры стимулировало процесс формирования национального русского самосознания, сопровождавшийся ростом интереса к историческому прошлому России, размышлениями о месте русского народа в мировой истории. Постепенно складывались основные течения русской общественной и политической мысли, окончательно сформировавшиеся в следующем, XIX в. Откровенно оптимистический взгляд Екатерины на русскую историю неминуемо должен был вступить в конфликт с иными воззрениями. Одним из ее оппонентов был князь М.М. Щербатов - государственный деятель и историк, автор многотомной “Истории Российской” и ряда публицистических произведений, депутат Уложенной комиссии, возглавивший аристократическую оппозицию. Свое отношение к окружающей действительности он откровенно выразил в памфлете “О повреждении нравов в России”, который впервые был опубликован лишь в середине XIX в. “Вольной русской типографией” А.И, Герцена в Лондоне. Для Щербатова XVIII в. - время всеобщего падения нравов, которому он противопоставляет идеалы допетровской Руси. По сути , Щербатов является предтечей славянофилов.

Другое направление русской общественной мысли этого времени связано с масонством. Масонские идеи начали проникать в Россию на рубеже XVII - XVIII вв., однако наибольшее их распространение пришлось на середину века, когда масонами стали виднейшие государственные деятели - братья Чернышевы, братья Панины, Р.И. Воронцов и др. По некоторым данным, масонские собрания происходили у Петра III в Ораниенбауме в бытность его великим князем, а позднее одним из главных масонов стал любимец Екатерины И.П. Елагин. Масонами были также поэты А.П. Сумароков, М.М. Херасков, В.И. Майков, М.И. Попов и Г.Р. Державин, архитектор В.И, Баженов и др. Через увлечение масонством прошли в молодости Щербатов и Радищев. Масоны провозглашали построение общества свободны людей путем самоочищения и самосовершенствования, освобождения от всех сословных и национальных рамок. Для думающего человека XVIII в. масонство представлялось альтернативой идеологии официальной государственности и столь же неприемлемому слепому копированию французской или прусской культуры. Казалось, что в масонстве русский человек, уже оторвавшийся от национальной почвы, сознающий эту оторванность и страдающий из-за этого, нашел некий “третий путь”. Практическая деятельность масонов в России этого времени не отделима от чисто просветительской, направленной на просвещение народа.

В 70-е гг. и в русском и в западноевропейском масонстве наступает период, связанный с разочарованием в идеях и опыте просветителей. В духовных поисках масонов начинает преобладать мистическое познание; они верили, что путем открытия некоей мистической тайны мироздания удастся совершить то, что не удалось с помощью разума. Эти новые идеи в сочетании с таинственными обрядами привлекли к масонству достаточно большое число сторонников. И тогда оно стало опасным с точки зрения властей - ведь речь шла чуть ли не о новой идеологии с религиозным оттенком. Отнесшись поначалу к масонству с известной долей презрения как к модному чудачеству и легкомыслию, позднее императрица увидела в нем явную опасность для самодержавной власти.

Своего рода примером для острастки других стала судьба Н.И. Новикова, который в течение многих лет в арендованной им с конца 70-х гг. типографии Московского университета помимо книг просветительского характера напечатал и немало чисто масонских изданий, распространение которых в России было запрещено. Деятельность Новикова давно тревожила императрицу, и в 1792 г., когда на его складах были обнаружены сотни экземпляров запрещенных масонских сочинений, издатель был арестован и предан суду. Вряд ли наказание было бы слишком суровым, если бы во время следствия не выяснилось, что русские масоны и сам Новиков, имевшие тесные связи с зарубежьем, в частности с Пруссией, пытались установить контакт с наследником престола великим князем Павлом Петровичем. Все, что касалось постороннего влияния на ее сына, Екатерина воспринимала крайне болезненно и очень серьезно. В результате Новиков был на долгие годы (до воцарения Павла) заключен в Шлиссельбургскую крепость.

Другое направление русской общественной мысли этого времени представлено именем Александра Николаевича Радищева. Как принято считать с него началось формирование в России революционной идеологии. Получив образование за границей и став поклонником идей просветителей, Радищев придает им радикальный, нигилистический характер. Такие взгляды сформировали решительное неприятие существующих в стране порядков и прежде всего крепостничества. Вообще критическое отношение к действительности, порожденное идеями Просвещения, развивалось и в Европе, но там носителем революционной идеологии стала буржуазия, боровшаяся за свои права. Радищев и его сторонники не видели различий в историческом развитии и положении России и Европы, не проявил себя еще в достаточной мере и негативный опыт Французской революции. Казалось, что революционный переворот в состоянии решить все проблемы общества и принести народу истинную свободу. Эти идеи и были выражены Радищевым в его “Путешествии из Петербурга в Москву”, изданном в 1790 г.

Хорошо известны слова, написанные Екатериной на полях книги Радищева: “бунтовщик, хуже Пугачева”. Что же так возмутило императрицу? По-видимому, все же не критика крепостного права как таковая (она и сама подумывала о его отмене), а именно бунт против начальства, против ее власти. Радищев доказывал, что дела в государстве обстоят плохо, что народ живет много хуже, чем она полагала. Екатерина же была убеждена, что это неправда, ложь и клевета и, как бы ни было плохо крепостное право, ее подданные просто не могут быть несчастливы. Реакция императрицы понятна и естественна: тираж книги был конфискован, а ее автор сослан в Илимский острог (полностью амнистирован лишь в 1801 г. Александром I).

Новиков и Радищев стали первыми жертвами борьбы с инакомыслием. Их судьбы означали конец недолгого союза в отношениях власти и культуры и начало противостояния.

Архитектура

В 1760-х гг. на смену барокко приходит классицизм. Толчком к освоению классического наследия стала находка в 1748 г. г. Помпеи погибшего в результате извержения Везувия и всплеск, в связи с этим, интереса к полузабытой античной архитектуре. Популярность классицизма в России имела еще одну причину. Получив право не служить дворяне смогли посвятить себя хозяйству. По всей стране развернулось строительство дворянских особняков и усадеб. Барочные формы требовали больших средств и высококвалифицированных мастеров, которых не хватало. Античные образцы, простые и величественные показались подходящим образцом для подражания. В России зримой границей между двумя стилями стала неожиданная для многих отставка в 1764 г. Б.-Ф. Растрелли с поста обер-архитектора и его отход от творческой деятельности.

В эволюции классицизма можно выделить три этапа: ранний классицизм (1760 - 1780 гг.), строгий классицизм (1780 - 1800 гг.) и высокий классицизм (1800 - 1840 гг.).

Большую роль в распространении классицизма в России сыграла учрежденная в 1762 г. Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Созданная вначале для регулирования застройки обеих столиц, она вскоре стала руководить всем градостроительством в стране. За время ее функционирования (до 1796 г.) она создала генеральные планы для более нескольких сот городов России.

Антонио Ринальди (Мраморный дворец, Князь-Владимирский собор в С.-Петербурге, Катальная горка и др. сооружения Ораниенбаума, Гатчинский дворец)

Чарльз Камерон ( Павловский дворец, Камеронова галлерея в Царском Селе)

Василий Иванович Баженов (дом Пашкова в Москве, Михайловский (Инженерный) замок в С.-Петербурге, Царицыно (осуществлено не полностью), Большой Кремлевский дворец (проект).

Матвей Федорович Казаков (Сенат, старое здание Московского университета, Путевой (Петровский) дворец, Голицынская (Первая Градская) больница в Москве).

Иван Егорович Старов (Таврический дворец, Троицкий собор Александро-Невской лавры в С.-Петербурге).

Джакомо Кваренги (Эрмитажный театр, здание Академии наук, Смольный институт в С.-Петербурге, Александровский дворец в Царском Селе).

крепостные архитекторы: А.Ф, Миронов, Ф.С. Аргунов (дворец в Кусково), П.И. Аргунов (Останкино) и др.

до 1770-х гг. в садово-парковой архитектуре преобладает “французский” регулярный парк, а после - пейзажный “английский”.

Живопись и скульптура

Академия художеств, основанная в 1757 г., определяла пути русского искусства во II пол. XVIII в. Возрожденное Академией пенсионерство (отправка наиболее талантливых учеников за рубеж) уже не было простым ученичеством, как вначале века, оно стало скорее художественным сотрудничеством, принесшим русским художникам европейское признание. Ведущим направлением академической живописи был классицизм, основные принципы которого наиболее последовательно воплотились в историческом жанре, трактовавшем античные, библейские и национально-исторические сюжеты соответственно гражданственным и патриотическим идеалам просвещения.

Наибольших успехов русские живописцы достигли в жанре портрета. К самым замечательным явлениям русской культуры XVIII в. принадлежит творчество Ф.С. Рокотова, происходившего из крепостных крестьян, но получившего вольную. В 1750-е гг. популярность его столь велика, что его приглашают в написать потрет наследника престола Петра Федоровича (будущего Петра III). В 1760-е гг. он уже академик живописи. Женские портреты А.П. Струйской, П.Н. Ланской и др.

Д.Г. Левицкий (7 портретов смольнянок, портрет Д. Дидро, и др.)

В.Л. Боровиковский (женские портреты М.И. Лопухиной, О.К. Филипповой, портреты Г.Р. Державина, Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена, А.Б. Куракина и др.)

Во II половине XVIII в. все более самостоятельное значение приобретала скульптура. Развитие монументальной скульптуры происходило в русле классицизма. Среди скульпторов-монументалистов вделяется М.И. Козловский (“Самсон” в Петергофе, памятник А.В. Суворову в С.-Петербурге).

Одновременно происходило становление русского реалистического скульптурного портрета, родоначальником которого стал Ф.И. Шубин (бюсты М.В. Ломоносова, П.А. Румянцева-Задунайского, А.М. Голицына и др.)

Вместе с русскими мастерами развитию искусства русской скульптуры способствовал французский мастер Этьен-Морис Фальконе, работавший в России в 1766 - 1778 гг. Когда русский посол передал Фальконе заказ Екатерины II на памятник Петру I, знаменитый Дидро сказал своему другу-скульптору: ”Помни, Фальконе, что ты должен или умереть за работой, или создать нечто великое”. Это ему блестяще удалось. Конная статуя Петра - “Медный всадник”, значительно опередила по художественному выражению и скульптурной технике все произведения его предшественников в мировом искусстве.

Просвещение

Как и в предыдущие столетия, основным субъектом, основным активным созидательным элементом в области культуры были представители господствующего класса дворян. Задавленное эксплуатацией, забитое и темное крестьянство не имело ни средств, ни сил, ни времени, ни условий для получения образования, для деятельности в области науки, литературы, искусства. Поэтому вполне понятно, что здесь речь пойдет о достижениях, главным образом, в области дворянской культуры.

Вместе с тем нужды и последствия социально-экономического развития страны ставили перед наукой, просвещением, общественно-политической мыслью задачи, выходившие за пределы потребностей дворянства. Это приобщило в XVIII столетии к активной деятельности в некоторых областях культуры выходцев из городского мещанства, купечества, белого духовенства, государственных и экономических крестьян.

Со времен Петра I просвещение в России обретало все более четкий светский характер, все более определенную практическую направленность.

Вместе с тем традиционная форма «обучения грамоте» была наиболее массовой и повсеместной. Речь идет об обучении чтению часослова и псалтыри дьячками и другими служителями культа.

Увеличилось число солдатских гарнизонных школ — прямых продолжателей традиций петровских «цифирных школ». В 1721 г. их насчитывалось около 50, а в 1765 г. школы были при 108 гарнизонных батальонах, где училось до 9000 солдатских детей. Здесь обучали не только чтению, письму и арифметике, но давали начальные сведения в области геометрии, фортификации и артиллерии. Менее способные ученики обучались различным ремёслам. Существовали национальные военные школы на Кавказе.

Основное же внимание уделялось образованию дворянских детей в закрытых учебных заведениях. В 1731г. был создан Шляхетский кадетский корпус, а в 1752 г. Морской шляхетский корпус. В 1758 г. артиллерийская и инженерная школы в Петербурге объединились и составили третье закрытое дворянское учебное заведение. Помимо этого дворянских детей обучали в частных пансионах, а также в домашних условиях. В XVIII в. входит в моду приглашение учителей-иностранцев, особенно французов. Во второй половине века это увлечение достигло своих крайних, извращенных форм.

Важнейшим событием середины XVIII в. была организация первого в стране высшего гражданского учебного заведения - Московского университета. Куратором его был влиятельнейший елизаветинский вельможа - И. И. Шувалов, известный меценат, основатель и президент Академии художеств, оказавший содействие развитию русской культуры.

Однако идейным строителем Московского университета был гениальный русский ученый М.В. Ломоносов. Он разработал проект организации университета. Он добивался того, чтобы университет был бессословным и светским учебным заведением (в нем не было богословия). Открытый в 1755г. Московский университет принял первых студентов на свои три факультета—философский, юридический и медицинский. Первые студенты были преимущественно представители разночинных слоев тогдашнего общества.

Для подготовки студенческих кадров при университете была создана специальная гимназия с двумя отделениями- для дворян и разночинцев. Здесь изучались латинский, один из европейских языков, математика, словесность и история. В создании учебников активное участие принял М.В. Ломоносов, написавший «Риторику» и “Российскую грамматику».

На русском языке велось преподавание и в самом университете, что отличало его от типичных западноевропейских университетов. Во второй половине столетия Московский университет стал крупнейшим центром русской науки и просвещения. В нем преподавали такие выдающиеся ученые-профессора, как С.Е. Десницкий, Д.С. Аничков, Н.Н. Поповский, А.А. Барсов и др. Большую пользу оказал университет распространению просвещения среди нерусских народов России. По образцу московской была создана гимназия в Казани Из стен Московского университета вышла чувашская грамматика, грузинская и татарская азбуки.

Несмотря на столь крупные успехи в области просвещения в России, потребность в организованной системе школьного образования ощущалась все более остро.

Создание в России Академии наук, бурное развитие в XVIII в. мирового естествознания способствовали становлению и развитию русской науки. Однако обстановка, сложившаяся в те годы в Академии наук характеризовалась преобладанием приглашенных в Академию немцев. После 1739г. на должность президента стали обычно назначать какого-либо вельможу, уделявшего мало внимания делам Академии. Фактическим управителем ее был советник канцелярии Шумахер — человек в высшей степени ограниченный. В результате грубого произвола, чинимого Шумахером, из Петербурга уехал ряд крупных иностранных ученых. В знак протеста Академию покинули Д. Бернулли и Л. Эйлер. Русские пока еще практически отсутствовали в Академии. До 1741 г. здесь был единственный русский адъюнкт Ададуров, да и тот незадолго до приезда Ломоносова ушел из нее.

С воцарением Елизаветы в Академии произошел сдвиг и вместо одного стало два русских адъюнкта — Ломоносов и Теплов.

Ярка и удивительна судьба гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, родившегося в 1711г. в далекой поморской деревне Мишанинской, что возле Холмогор. Уже будучи взрослым юношей в 1730 г. Михаил Лолмоносов, выхлопотав годовой паспорт, с одним из обозов отправляется в далекую Москву. Там он поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Успешно окончив Академию Ломоносов вместе с 1 1 другими выпускниками в 1735 г. был направлен для прохождения курса наук в Петербургскую Академию. Вскоре его посылают в Германию, в Марбург, к профессору Вольфу, а потом во Фрайбург к известному металлургу, профессору Генкелю. Пять лет, проведенные за границей, были для Ломоносова годами серьезной самостоятельной учебы.

Глубокие знания, исключительная одаренность, самостоятельность мышления способствовали формированию незаурядного исследователя, ученого с огромным диапазоном знаний и интересов.

В июне 1741 г. М.В. Ломоносов возвращается в Петербургскую Академию наук и становится адъюнктом профессора физики Крафта. В 1745 г. он был утвержден профессором химии и стал полноправным членом Академии. Одолевая препятствия, Ломоносов добился создания в 1748 г. хнмической лаборатории. Острую борьбу пришлось вести ему и с академиками-немцами, препятствовавшими выдвижению русских ученых.

Диапазон интересов М.В. Ломоносова как ученого был огромен. Объектом пытливого исследования гениального ученого были физика, химия, геология, астрономия и другие науки. Ломоносов был создателям атомно-молекулярной теории строения вещества, послужившей прочным основанием дальнейшему развитию фундаментальных естественных наук в XVIII столетии. В 1748 г. в письме к Л. Эйлеру он впервые в мире формулирует общий закон сохранения материи и движения, имеющий огромное значение для познания всего процесса мироздания. В 1756 г. Ломоносов осуществляет классические опыты, экспериментально обосновывающие закон сохранения вещества, формулирует предположение, объясняющее явление нагрева тел как следствие движения частиц. Эта гениальная догадка намного опередила эпоху.

Великий русский ученый много занимался вопросами, связанными с тайнами происхождения Вселенной. Ломоносову принадлежит честь открытия на Венере атмосферы и ряд других важных наблюдений в области астрономии.

Темпераментный исследователь, Ломоносов никогда не удовлетворялся чистой наукой. Он был блестящим экспериментатором и изобретателем, новатором во многих областях техники, горного дела, металлургии, пробирного искусства, производства фарфора и стекла, солей и красок, строительной техники.

Многогранный талант М.В Ломоносова проявился и в области гуманитарной. Он был выдающимся поэтом и теоретиком в вопросах стихосложения. Огромен его вклад в формирование русского литературного языка. М.В. Ломоносов увлекался и искусством мозаики, и изучением истории Родины. Итогом его трудов по истории стали созданные им «Краткий Российский летописец» и «Древняя Российская история».

Ломоносов затратил много сил и энергии для выдвижения национальных кадров русской науки. Он читал лекции студентам при Петербургской Академии. Первые профессора Московского университета Поповский и Барсов были его учениками. Еще при жизни Ломоносова ярко засверкал талант таких ученых, как астроном С.Я. Румовский, математики М.Е Головин и С.К. Котельников, натуралист И.И.Лепехин, юрист А.Я.Поленов, о творческом росте которых великий ученый непрестанно заботился.

Широко известны и другие российские ученые: Севергин-основоположник минералогии, Виноградов - вопросы обоснования технологии и химии производства фарфора. Мировую известность получил Шумлянский, воспитанник Киево-Могилянской академии, автор выдающегося исследования в области экспериментальной биологии.

В Российской Академии успешно трудились и многие иностранные ученые. Это прежде всего гениальный математик Эйлер (работы в области теории движения Луны, интегрального исчисления, а также разработка таких проблем, как теория баллистики, гидродинамики и кораблестроения); Бернулли, известный своими трудами этого периода в области теории стрельбы, расширения газов и т.п.

Ряд интереснейших достижений имела в России и техническая мысль. Русский народ выдвинул из своих рядов замечательных новаторов, гениальные изобретения которых подчас опережали то, что появлялось в ту эпоху за рубежом. Но в большинстве случаев технические новшества не находили реальной опоры в уровне и потребностях промышленного развития и оставались без практического применения.

Еще при жизни Ломоносова в 1760 г. Р. Глинков изобрел механический двигатель для прядильных машин, заменяющий труд 9 человек. Талантливый самородок Иван Иванович Ползунов (1728—1766) сконструировал на Колывано-Воскресенских заводах Алтая первую в мире паровую универсальную машину. За несколько дней до ее пуска Ползунов умер, однако «огнедействующая машина» проработала на заводе несколько месяцев и только в результате незначительной в течи в котле вышла из строя.

Поразительной разносторонностью дарования отличался механик Академии наук Иван Петрович Кулибин (1735— 1810). Талантливый изобретатель был непревзойденным мастером часового дела, создавая механизмы самых причудливых форм. Он создавал механизмы изумительной точности. Были широко известны его астрономические часы, показывавшие времена года, месяцы, часы, минуты, секунды, фазы Луны, время восхода и захода Солнца в Петербурге и Москве. Кулибин разработал смелый уникальный проект одноарочного деревянного моста через Неву с решетчатой фермой. Пролет его достигал 298 м. Талантливый изобретатель создал сеялку и семафорный телеграф, “самобеглую коляску» и прожектор («кулибинский фонарь»), протезы для инвалидов и гидросиловые установки и т.д.

В 1724 г по приказу Петра I была снаряжена Первая Камчатская экспедиция во главе с В. Берингом и А.Чириковым. В итоге ее был проложен путь вдоль восточных берегов Камчатки и южных и восточных берегов Чукотки. В 1733—1743 гг. была предпринята Вторая Камчатская экспедиция. В ней участвовало 13 кораблей и около тысячи человек во главе с В. Берингом и А. Чириковым. Целью ее было изучение северного и восточного побережий Сибири, берегов Северной Америки и выяснение вопроса о проливе между Азией и Америкой. Экспедиция была успешно завершена, несмотря на то, что ее мужественный руководитель В. Беринг погиб в 1741 г. на Командорских островах. В числе участников экспедиции заметно выделяется имя С.П. Крашенинникова, в течение четырех лет изучавшего Камчатку. Итогом этой работы был капитальный труд «Описание земли Камчатки». Огромная работа по изучению Сибири была проведена Г.Ф. Миллером, собравшим грандиозную коллекцию богатейших архивных материалов. Крупные экспедиции в районы Поволжья, Урала, Крыма и другие предпринял академик П.С. Паллас. Академик И.И. Лепехин обследовал далекие земли по маршруту Москва—Симбирск—Астрахань- Гурьев—Оренбург—Кунгур—Урал—побережье Белого моря и собрал огромный материал по экономике, географии, этнографии этих районов. Экспедиция академика Фалька также обследовала районы Восточной России и северный Кавказ. Берданес обследовал так называемую киргизскую степь, И.Г. Георги — Урал, Башкирию, Алтай и Байкал. Академик С.Г. Гмелин прошел район бассейна Дона, низовья Волги и берега Каспия; Н.Я. Озерецковский - северо-запад России, В.Ф. Зуев — Южное Причерноморье и Крым.


В России XVIII столетия развивалась и философская мысль. Ее прогресс был тесно связан и обусловлен состоянием философии в передовых западноевропейских странах. Крупным центром философской мысли был прежде всего Московский университет. Среди его профессоров привлекает внимание один из талантливейших учеников Ломоносова Поповский. Из оригинальных философских сочинений сохранилась, в частности, его «Речь о пользе и важности теоретической философии», произнесенная на торжественном акте Университета в 1755 г. Университетским профессором был и Д.С. Аничков - автор интереснейшего труда о происхождении религии. В нем Аничков дает материалистическое объяснение причин возникновения религии. Единомышленник и коллега Д.С. Аничкова по университету, профессор Десницкнй в области философии отстаивал идею изменяемости и развития природы. Идею постоянного развития Десницкий переносил и на общество.

Интереснейший мислитель Яков Петрович Козельский, автор оригинальных “Философических предложений», впервые в русской философии сформулировал определение ее предмета как науки. Козельский выступал как материалист: он признавал объективность существования мира, который, по его мнению, никем не создан и существует сам по себе. Правда, материализм у Я.П. Козельского, как и у других русских философов механистический по своему характеру.

Литература и журналистика

В условиях феодально-крепостнического строя литература была по преимуществу дворянской. Народное творчество в силу традиции и специфики условий труда было устным. XVIII век дал литературному устному творчеству народа преимущественно два развитых жанра - песни и сказания, с одной стороны, и сатирические сказки, повести, юморески — с другой.

Чрезвычайно богат и разнообразен сатирический жанр народного творчества. Это и крестьянские повести «Сказание о царевне Киселихе», «Повесть пахринской деревни Камкина», и солдатская сатира «Горестное сказание» и «Челобитная крымских солдат», язвительная юмореска «Дело о побеге петуха от курицы из Пушкарских улиц” и др.

Гневные сатирические пародии на чиновничество, канцелярскую волокиту, продажный суд и т.п. проникали в рукописные сборники.

С горьким смехом повествовал народ о своей заветной безнадежной мечте — освобождении от крепостной неволи. Это юмореска «Апшит, данный от хозяина серому коту», знаменитый «Плач холопов» и т.д.

Дворянская литература XVIII в. развивалась главным образом в русле классицизма, четко проявляя при этом особенности, присущие русскому классицизму. Идейной основой его была борьба за национальную государственность под эгидой абсолютизма. Русскому классицизму был свойствен высокий пафос гражданственности, сильные просветительские тенденции; и рано созревшие обличительно-сатирические моменты.

Все эти элементы в той или иной степени видны у наиболее раннего представителя классицизма XVIII в. Антиоха Дмитриевича Кантемира. В 1729-1738 гг. он создал цикл из девяти сатир. Основной их темой была борьба с суеверием; невежеством, высмеивание дворянской спеси напудренных и разодетых щеголей. 
Комментарии