Особенности правовой защиты знака обслуживания

Защита права на товарный знак и знак обслуживания в рамках уголовного или гражданского процесса.

Российская правовая система предусматривает защиту права на товарный знак и знак обслуживания. Иногда даже на юридических сайтах эти понятия уравнивают. Однако они не идентичны (при всей схожести), что ведет и к различиям в способах правовой защиты.

Основные понятия

Знак обслуживания – это символичное обозначение какой-либо компании, которая работает в сфере услуг. Он обязательно проходит регистрацию в установленном законом порядке. Подобными символами индивидуализации обладают юридические лица, занятые в следующих областях:

  • Телевидение и радиовещание.

  • Банковская деятельность.

  • Транспортировка грузов.

  • Предприятия в сфере бытовых услуг и пр.

Главная задача, которую выполняет знак обслуживания – дать возможность отличить услуги, предоставляемые конкретной организацией, от подобных услуг, предлагаемых другими компаниями.

Товарный знак – это изображение, которое создается для отличия одного товара от другого однородного, но созданного иным лицом.

Т.е. отличие торговой марки от знака обслуживания состоит в том, что первый рассчитан на индивидуализацию товара, а второй – услуги. Например, аграрное предприятие вывело новый вид растений и продает его под товарным знаком. А ландшафтная организация предлагает услуги дизайнера, который использует в своей работе это растение, но под знаком обслуживания.

Регистрация

Зарегистрировать торговую марку и знак обслуживания может как физическое, так и юридическое лицо. Для этого нужно составить и подать заявку в Роспатент. На каждый вид интеллектуальной собственности нужна отдельная заявка, которая должна содержать в себе следующие сведения:

  • Наименование заявителя и его местонахождение.

  • Описание обозначения, которое нужно зарегистрировать.

  • Перечень товаров и услуг, для которых они будут использоваться.

Кроме заявки следует предоставить квитанцию об уплате пошлины за регистрацию, а также устав коллективного обозначения (если речь идет о коллективном знаке).

Нельзя регистрировать знаки, если их обозначения могут ввести потребителя в заблуждение относительно предоставляемого товара или услуги, а также, если работники Роспатента увидят в них противоречие принципам морали и гуманности. Кроме того, в регистрации интеллектуальной собственности могут отказать, если в своем обозначении он содержит только элементы, изображающие государственную символику, награды и т.п., а также изображения, сходные до смешения.

Защита прав

Права обладателя могут быть защищены в суде. Это происходит в рамках уголовного или гражданского процесса. Практикуются следующие способы защиты обозначений:

  • Сторона, которая незаконно использует объект интеллектуальной собственности, обязана прекратить эти действия после вынесения судебного решения.

  • С товара, который предлагает иная сторона, должно быть удалено обозначение. В ряде случаев осуществить эту процедуру невозможно, не нанеся существенный вред самому товару. В таком случае законом предписывается необходимость уничтожения продукции.

  • Если правообладатель понес убытки в результате незаконного использования знака третьими лицами, ответчик обязан их компенсировать.

  • Публикация вынесенного судебного решения в СМИ с целью восстановить деловую репутацию правообладателя, если таковой был нанесен урон. За осуществление этой процедуры обязан заплатить нарушитель.

При защите знака обслуживания правообладатель может потребовать уничтожения всей контрафактной продукции, а также любых вывесок, ярлыков и этикеток, если в них использовалось обозначение.

Регистрация товарного знака дает его обладателю право на осуществление защиты своих интересов в рамках общего судебного порядка, поэтому каждому владельцу следует особенно серьезно подойти к этому вопросу. Это поможет избежать проблем с недобросовестными конкурентами.