Средняя Азия в XI - XII вв. сочинение - реферат (доклад кратко) самое важное

Средняя Азия в XI - XII вв. сочинение - реферат (доклад кратко) самое важное

Борьба против арабского ига

История Средней Азии в указанный период отличалась большой сложностью и запутанностью. Народы Средней Азии встретили арабское нашествие героическим сопротивлением.
Установленный арабами гнет местного населения был невыносим: один земельный налог («харадж») отнимал у земледельца половину урожая, к этому еще прибавлялись подушная подать («джизья»), различные натуральные поборы и всевозможные принудительные работы (постройка укреплений, мостов, прокладка каналов и т. д.).
На варварский гнет народ ответил рядом восстаний. Самым большим из них было восстание в Мавераннахре в 776 - 783 гг. под предводительством Муканны («Закрывший себя покрывалом»), которое протекало под хурремитскими лозунгами, призывавшими к упразднению социального неравенства. В подавлении этого движения арабские феодалы находили полную поддержку у местной согдайской знати. Но почти беспрерывная борьба масс ослабила власть арабских поработителей. В начале IX в. в Средней Азии создалось феодальное государство под властью местной таджикской династии Саманидов, просуществовавшее до конца X в.
Средняя Азия в IX в.
Социально-экономический строй при Саманидах характеризуется развитием сельского хозяйства, особенно хлопководства и рисосеяния. Происходит дальнейшее развитие феодального способа производства. Из форм феодальной собственности господствующей была государственная собственность на землю и всю систему орошения. Вместе с тем были земли, составлявшие собственность самой династии, наследственные земли дехканов («мульк»), феодальная собственность мусульманской церкви («вакх»), наконец, земли, находившиеся в условном владении у рядовых феодалов («икта», «иктадар»), часто превращавшиеся в наследственные держания. Господствовала рента продуктами.
В IX — XI вв. наблюдался расцвет городов (Бухара, Самарканд, Мерв, Ургенч), в которых большого развития достигло ремесленное производство и торговля. Развитие ремесла в городах привело к созданию таких его организаций, как «рисоля», очень напоминающих цехи в средневековой Европе.
Сильно развилась караванная торговля. Караваны купцов посещали не только соседние земли, но Русь и Китай.
Развитие феодализма вызвало обострение классовой борьбы. Наиболее крупным из проявлений народного недовольства в X в. было восстание в Бухаре под предводительством Абу-Бекра. Лозунги восставших были заимствованы у секты карматов, призывавших к насаждению социального равенства путем передачи всей земли сельской общине.
Рост крупного землевладения дехкан не мог не повлечь за собой ослабления государства Саманидов. В конце X в. в Мавераннахр из Семиречья и Кашгарии вторглись полуоседлые тюркские племена (карлуки), объединившиеся под властью династии Кара-ханидов. Под их ударами государство Саманидов пало. Падению этого государства содействовало еще выступление против Саманидов властителя образовавшегося в западном Афганистане государства Газневидов (от столицы в г. Газне).
Почти в это же время среди туркмен (тюрков-огузов) образовалось новое государство, названное по имени одного из их беков — Сельджукским. Это государство во второй половине XI в. достигло больших размеров, захватив большую часть Закавказья. Его власть признало все мусульманское население, рассматривавшее халифа своим главой. Его столицей стал Мерв, превратившийся вновь в большой ремесленный и торговый город. Так тюркская знать стала оседлыми землевладельцами, обладавшими очень крупной земельной собственностью. В связи с этим процессом икта стала наследственной феодальной собственностью, что обусловило полное развитие в земледельческих районах феодального способа производства.
Но вышедшие из глубин Центральной Азии кара-китаи в 1141 г. разбили сельджуков к северу от Самарканда, обложили местное население большой данью и опять ушли в бассейн р. Чу. Их глава носил титул «гурхан». Гурханы не изменили местных порядков. Они только превратили крупных феодалов в вассалов.
В наиболее населенном и цветущем оазисе Средней Азии — Хорезме, через который пролегал самый важный караванный путь, произошло политическое усиление во второй половине XII в. его властителя — хорезм-шаха Текеша. Текеш одержал верх в борьбе с кара-китаями и сельджуками. Его сын Мухаммед (1200—1220 гг.) завершил создание большого Хорезмского государства. Но обширное Хорезмское государство не отличалось внутренней прочностью. К тому же распря Мухаммеда с халифом Багдада лишала его поддержки со стороны мусульманского духовенства. Опорой его власти было наемное войско, недостаточное для обороны от возможного удара со стороны кочевников.

Культура народов Закавказья и Средней Азии

Гелатский монастырь. Кутаиси, XI в.Достигшая очень высокого уровня еще в предшествующий период культура народов Закавказья и Средней Азии продолжала развиваться и в IX —XIII вв. От этого времени до нас дошел целый ряд выдающихся архитектурных сооружений, свидетельствующих о возросшем мастерстве средневековых зодчих. В Грузии и Армении строились церкви, представлявшие собою своеобразный вариант романо-византийской христианской архитектуры. Высокого развития достигла живопись и прикладное искусство, не уступавшее лучшим византийским образцам.
В Азербайджане и Средней Азии сказывались связи с мусульманской архитектурой халифата. Удивительной красоты достигала архитектурная декоративная керамика — майолика, покрывавшая стены и купола зданий. К сожалению, запрет живописи мусульманским духовенством не позволил развиться далее тому великолепному искусству настенных росписей, которое представлено фресками Самарканда и Пзянджикента, созданными накануне арабского завоевания.
В эпоху зрелого (и еще не изжившего себя) феодализма особого развития достигает светская феодальная литература. В Армении создается патриотический эпос «Давид Сасунский», прославляющий героев, боровшихся за свободу своей родины. Всемирно известна грузинская поэма конца XI I в. «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели, свидетельствующая о поэтической мастерстве и широком политическом кругозоре автора. Эти произведения не были единичны; они лишь выделяются из общего ряда разнородных литературных сочинений того времени.
Одним из крупнейших поэтов Средней Азии и всего ираноязычного мира был таджикской поэт Абулькасим Фирдоуси (934 — 1027 гг.), написавший знаменитую «Книгу Царей» («Шах-Наме»), воспевшую древних богатырей и легендарных царей. «Шах-Наме» охватывает огромный промежуток времени в 4223 года и является самой подробной историко-эпической поэмой в мире.
К концу XII в. относится творчество азербайджанского поэта Низами из Пянджи, написавшего пять поэм. Некоторые из них («Семь красавиц», «Лейли и Меджнун») живут второй жизнью на сценах наших театров.
Огромный вклад в мировую науку внесли среднеазиатские ученые. Имена Хорезми, Бируни и Ибн-Сины были известны всему средневековому миру от Индии до Испании.
Абу Джафар ал-Хорезми (780 — 847 гг.) явился создателем новой науки алгебры. Хорезми ознакомил мир с крупнейшим достижением математиков Индии, введя ноль и позиционную запись цифр, которой мы пользуемся поныне. Хорезми развил принципы древней вавилонской математики и греческих геометров Евклида, Герона и Пифагора. Им были составлены таблицы синусов и тангенсов. Знаменитый математик занимался географией, написав «Книгу картины Земли» и составив к ней карту Старого Света.
Другого хорезмийца, Абу-р-Райхана ал-Бируни (973—1048 гг.), по силе и разносторонности таланта называют Леонардо да Винчи XI века. Бируни занимался астрономией, математикой (сферическая тригонометрия), географией. Задолго до Коперника он утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца; задолго до Ньютона он предложил закон земного тяготения.
Бируни написаны монументальные труды: «Индия», «Минералогия», «Хронология», «фармакология». Современники говорили, что общий список его научных работ составляет «60 мелко исписанных листов».
Мировую известность приобрел бухарец Абу-Али Хуссейн Ибн-Сина (980- 1037 гг.) в латинизированной форме- Авиценна. Начав жизнь в качестве врача, Ибн-Сина сделал много открытий в физиологии, биологии и философии. Причиной эпидемий он считал «мельчайших животных» (бактерий). Он признавал единство материи и формы и утверждал вечность материи, предвосхищая закон сохранения материи. В ясном, разумном восприятии мира у Ибн-Сины не оставалось места для бога, что навлекло на него гнев мусульманского духовенства.
Труды Ибн-Сины-Авиценны были переведены на латинский язык и преподавались в средневековых университетах Европы. Его последователями были такие прогрессивные французские ученые, как Абеляр и Сигар Брабантский, а его оппонентом- знаменитый мракобес XI I I в. Фома Аквинат. По медицинским книгам Ибн-Сины лечили больных и раненых на Востоке и в Европе вплоть до эпохи Возрождения.
 
Комментарии