ШКОЛЬНЫЙ УРОК. ОТ ЧЕГО ЕГО ЗАВИСИТ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ?
Олимпиада – это одна из форм демонстрации знаний, умений. А основная форма получения знаний в школе – это урок. Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть уже более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса.
Об уроке написано множество книг и статей. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Но сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Важной составляющей современного урока является его результативность.
Немецкий педагог 19 века Адольф Дистервег сказал : «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». Остановлюсь на последних словосочетаниях высказывания: собственная деятельность, собственные силы, собственное напряжение.
Следовательно, результативность урока зависит от:
- деятельности учителя, его профессионализма и готовности идти в ногу со временем.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью преподавателя. Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы преподаватель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Такой урок, благодаря своему разнообразию, гибкости, динамичности способен решить сложную задачу, выдвигаемую современным обществом – всесторонне развить личность учащегося, превратить ученика из пассивного слушателя в активного участника процесса. Для этого нужна постоянная работа преподавателя. И наши педагоги идут в ногу со временем:
Как известно, усвоение любого материала трудно дается школьникам, если они выступают в роли пассивных слушателей. На своих уроках Шунгурцикова Надежда Александровна использует такие методы, которые помогают показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные элементы знаний в целостную систему, найти такой подход, который «зацепит» не только ум, но и душу ученика, поможет понять себя и окружающий мир, осознать высочайшую ценность жизни; она использует проблемные вопросы, привлекает внимание учащихся к изучаемой теме материалом, содержащим необычные сведения.
НО! Никакие технологии, приемы и формы работы не дадут положительного результата, если на уроке будет господствовать авторитарный стиль общения. Стиль педагогического общения на уроке не должен ущемлять прав ребёнка. Организация совместной деятельности должна быть проведена так, чтобы ученик не испытывал чувства страха, адекватно реагировал на происходящее в классе, был ограждён от внешних раздражителей, чувствовал свою личностную значимость и осознавал свою роль в общем деле. Обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне.
Самое главное на уроках – создание ситуации успеха, чтобы позволить каждой личности ученика раскрыться полностью
Буринова Наталья Владимировна, учитель математики, использует такую форму закрепления и контроля знаний, как «работа на плюсики».
Вот как это выглядит на практике: при закреплении изученного материала или при повторении пройденного учитель записывает на доске номера всех заданий на текущий урок и дает небольшие пояснения по каждому из них. Кроме того, сообщаются критерии оценивания работы на уроке: сколько заданий надо выполнить на отметку «3», сколько на «4» и сколько на «5». Порядок выполнения заданий ученик может изменять по своему усмотрению. Количество заданий дается с избытком по сравнению с количеством, необходимым для получения отметки «5». Таким образом, ученик имеет свободу в выборе и самих заданий, и их количества. Заняты все. После выполнения отдельного задания ученик подходит к учителю для проверки.
Почему такая форма обучения привлекает учеников и повышает их интерес к занятиям?
- Каждый имеет возможность работать со своей скоростью, в своём личном темпе.
- Формализуются критерии выставления поурочного балла. Отметка формируется методом сложения, а не вычитания (оцениваются достижения ученика, а не наказываются его промахи). Честность в отношениях «учитель-ученик», отсутствие подозрений, что оценка занижена или завышена (она выставлена «как договорились»). Исследователи установили, что оценка учителя приводит к благоприятному воспитательному эффекту только тогда, когда обучаемый с ней внутренне согласен.
- Создаётся атмосфера соревновательного азарта, - поощряемого стремления выполнить задание лучше и быстрее других, а это поддерживает интерес к активному участию в уроке практически всех детей.
- Ученик получает положительные эмоции.
- Снижается уровень тревожности из-за отметки, так как она не всегда выставляется в журнал, - чаще она ставится с согласия ученика. И никогда отметка не выставляется за усвоение только что, на этом уроке объяснённой, новой темы.
Ещё одним фактором, усиливающим мотивацию при изучении математики, является то, что предмет «математика» является обязательным на экзаменах и в 9, и в 11 классах. И многие дети понимают, что готовиться к этим экзаменам мы начинаем с 5 класса.
Учитель географии, Худайбергенова Светлана Владимировна, использует метод проектов. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников определенного набора способов деятельности, необходимого для разрешения разного рода проблем. Сочетание методов, применение наиболее активных из них, рассчитанных на организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников, побуждают школьников к активной учебной деятельности.
Так на уроках географии в 5-7 классах обучающиеся самостоятельно работают над созданием мини-проектов «Уникальность планеты Земля», «Созвездия», «Путешествия по материкам», «Великие путешественники», «Национальные парки Африки», «Жилища народов мира» и т.д. Подготовив свои проекты, ребята с удовольствием защищают их, выступая перед своими одноклассниками.
На успех учебной деятельности большое влияние оказывает и форма организации работы учащихся на уроке. Особую роль в развитии мотивов играют коллективные и групповые формы. При такой организации в работу включаются даже самые слабые учащиеся. Многие черты групповой работы способствуют мотивации: деятельность всех членов группы должна быть согласована, при этом учитываются особенности совместной мыслительной деятельности, общение в группе развивает критичность мышления, умение слушать, понимать друг друга, излагать свои позиции, защищать их. При работе в коллективе каждый ученик может почувствовать себя субъектом учебного процесса, играть в нем активную роль, так как может выбрать для себя посильное задание, что способствует мотивации учения. Так проходят уроки при изучении тем «Планеты земной группы», «Планеты – гиганты и маленький Плутон», «Открытия русских путешественников», «Материки планеты Земля» и т.д.
Чурюмова Валентина Федоровна, учитель физики, считает, что на первой ступени необходимо сформировать интерес к предмету, пробудить желание изучать физику, вселить уверенность ребенку в успехах обучения. Уроки должны быть яркими и интересными, приемы обучения - разнообразными. Это и демонстрация опытов, и лабораторные работы, и самодельные приборы, модели, детские игрушки. А еще запуски воздушных змеев, бумерангов и наполненных гелием шаров… А вот уже и следующая ступень - ее ученики разделяются на «практиков» и «теоретиков». С какой гордостью они произносят: « А мы с папой…», «Мне помог папа…», демонстрируя свои модели. Как приятно осознавать учителю, что и родители не безразличны к успехам своих детей, своим участием они воспитывают в них трудолюбие, веру в свои силы, помогают найти ответы на вопросы.
Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание.
Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.
Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету, по тем педагогическим находкам, которые позволяют говорить об этих уроках как о нетрадиционных, творческих, авторских. Нестандартный урок будет приниматься в качестве одного из ведущих средств обучения.
Виды нетрадиционных уроков, которые используют наши учителя:
урок-викторина, урок-поиск, урок-экскурсия, урок-конференция, интегрированный урок, урок-сказка, урок-спектакль, урок-игра, урок-рассказ, урок-праздник, урок-путешествие, урок-аукцион, урок-устный журнал, урок- квест…
- от желания учиться у ребенка. А кто должен это желание развивать? Учитель? Конечно, да. Но Вы, уважаемые родители, должны быть первыми помощниками своим детям. Прежде всего вы должны быть мотивированы на компетентностную успешность своего ребенка.
Процесс обучения требует внимания и увлечённости. Эти переменные зависят от интереса и мотивации ребёнка. Учитель – это посредник между учеником и миром знаний. Учитель может приобщить ребёнка к учёбе, к предмету, который преподаёт.
Иногда родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних заданий. Они пишут сочинения, исправляют ошибки, решают задачи, покупают готовые решебники, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от собственных достижений. Такая помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело и, в конечном итоге, зачастую развращает ученика.
А задача родителей приучить своего ребёнка к порядку, к доброй привычке работать чётко, организованно, с чувством ответственности.
Помощь родителей детям в организации их учебного труда идёт в трёх направлениях:
- родители организуют режим дня школьников;
- проверяют выполнение домашних заданий;
- учат детей самостоятельности.
Каждый ребенок уникален, уникальны и наши отношения с ним. Нужно убедить ребенка в важности стать человеком знающим и трудолюбивым, совершающим красивые поступки и в том, что у него есть возможность реализовать себя. Мы, педагоги и родители, - союзники в этом деле.