Андрей Вознесенский кратко и понятно – главное и важное

Андрей Вознесенский кратко и понятно – главное и важное

Андрея Вознесенского считают в поэзии Андреем Первозванным. И действительно, пронзительность каждой строки поэта трогает глубоко, до мурашек. Трогает так, что навзрыд, обнажая в душе каждого какое-то чудо, какое-то откровение…

Первые шаги А.Вознесенского

Андрей Вознесенский – поэт, прозаик и публицист – родился двенадцатого мая в 1933-ем году в Москве в семье профессора и доктора технических наук Николая Вознесенского, который ко всему прочему был еще заслуженным деятелем науки и техники в Узбекской республике. Часть своего детства поэт провел во Владимирской области, в Киржаче.

Когда грянула Великая Отечественная война, Андрея и его мать – Антонину Сергеевну – срочно, вместе со многими другими, эвакуировали из столицы. Семья их попала по распределению в Курган, где их определили на жительство в семью машиниста. Поле окончания войны они вернулись в Москву. Андрей рано начал писать стихи. Когда поэту исполнилось четырнадцать, то он отправил свои стихи Борису Пастернаку, который был его кумиром. И Борис Леонидович ответил Вознесенскому, что очень рад, что дожил до того времени, когда в России появился великий поэт.

Дружба с Пастернаком оказала колоссальное влияние на жизнь и судьбу Андрея Андреевича. Сейчас об этом вспоминают мало и редко, но Вознесенский был не только поэтом, он был еще и архитектором. Поэт был студентом Московского архитектурного института, который благополучно закончил в 1957-ом году. Он был сорок шесть лет счастлив в браке с театральным и кино – критиком, писательницей Зоей Богуславской.

Его первые стихи были опубликованы в 1958-ом году в периодике. Его лирика была пронизана экстравагантностью метафор и сравнений, он пытался измерить своего современника образами и категориями мировой цивилизации. Он был учеником последнего футуриста – Семена Кирсанова, не только Пастернака и Маяковского. «Похороны Кирсанова» - стихотворение, которое было позже положено на музыку Давидом Тухмановым, и стало песней «Памяти поэта», которую исполнял Валерий Леонтьев.

«Шестидесятник»

В 1960-ом году во Владимире вышел первый сборник поэта и навлек на себя такую лавину гнева со стороны властей, что его редактора – Капитолину Афанасьеву – сняли с работы и даже хотели полностью уничтожить тираж. В том же году вышел, уже в Москве, и второй сборник Вознесенского – «Парабола», который мгновенно становится библиографической редкостью. Стихотворение «Гойа», которое относится к тому периоду времени, было обвинено в формализме из-за нестандартного отражения трагедии Великой Отечественной войны. Он, наряду с Евгением Евтушенко и Беллой Ахмадулиной принимал участие в поэтических чтениях, которые пользовались огромной популярностью в ту пору.

Поэзия Вознесенского (как, впрочем, и поэзия его товарищей по цеху) вызывала резкую критику и неприятие властей, и находило отражение в неприятии их творчества и литературной общественностью той поры. «Модный поэт» - стихотворение Николая Ушакова напоминает издевательскую эпиграмму, мол, что ж ты, поэт модный, «сегодня не модно цветешь?». Другой автор – Игорь Кобзев в своем стихотворении «Комсомольским активистам» также не стеснялся в выражениях, называя поэзию Вознесенского «заморским абстрактным бредом».

На поэта рисовали карикатуры, на которых Вознесенский был изображен в виде сора, который выметает рабочий метлой. Сам Хрущев в Кремле, во время встречи с интеллигенцией, кричал Андрею Вознесенскому, чтобы он убирался вон из страны, «к своим хозяевам» и обещал подписать поэту загранпаспорт. Но в эмиграцию поэт так и не отправился, хотя неоднократно бывал за рубежом со своими выступлениями. Он посещал Мексику и Австралию, США и Канаду, Великобританию и Францию, был и в Италии, и в Польше.

Признание А.Вознесенского

Только в семидесятые закончилась травля на поэта и его, наконец, стали издавать большими тиражами. Марк Захаров в 1981-ом поставил в Московском театре им. Ленинского комсомола рок – оперу «Юнона и Авось», которая была написана Алексеем Рыбниковым на либретто Андрея Вознесенского. Поэт жил и работал в Подмосковье, в Переделкино, недалеко от дома, где когда-то жил и работал его кумир, Борис Пастернак. Андрея Андреевича не стало первого июня в 2010-ом году.

Комментарии