Имя Александра Галича сегодня упоминается крайне редко. Столь же нечасто можно услышать его песни. А жаль – эти острые социальные вещи пришлись бы очень кстати на фоне всеобщей политической пассивности и неверия во власть. Они будят мысль, не дают успокоиться, в хорошем смысле слова «провоцируют». Впрочем, возможно, именно поэтому подобные тексты «жгутся», оттого они – как кость в горле для власть предержащих.
Биография Александра Галича (19.10.1918-15.12.1977)
Сама дата рождения поэта символична – 19 октября, день Лицея. Галич – псевдоним, составленный из первых букв фамилии, имени и отчества: Гинзбург Александр Аркадьевич. Такое же название, как известно, один из старинных русских городов. Галичем звали и учителя словесности у Пушкина. Так что выбор псевдонима далеко не случаен: в каком-то смысле откреститься от ортодоксального еврейства и подчеркнуть свою «русскость».
Александр посещал кружок известного поэта Эдуарда Багрицкого, затем в школу-студию К. С. Станиславского. На фронт не попал по состоянию здоровья. Студийцы-театралы ездили с гастролями по стране. В 50-е гг. Галич снискал широкую известность в качестве театрального и кинорежиссера. По его сценариям сняты такие культовые советские фильмы как «Вас вызывает Таймыр», «Дайте жалобную книгу», «На семи ветрах», «Верные друзья», «Государственный преступник» и др. Впрочем, видимо, некая неудовлетворенность оставалась. И однажды нежелание дальше быть «благополучным советским холуём» прорвалось.
Потоком пошли песни – от сравнительно легковесной «Леночки» до «Облаков» и «Памяти Пастернака». Во время исполнения последней в Новосибирском Академгородке зал встал и устроил Галичу овацию. Однако с этого же момента он попал в поле зрения КГБ. Впоследствии Галича исключают из всех Союзов и лишают средств к существованию, «выдавливают» из страны в эмиграцию. Там судьба отпускает ему всего три года – в конце 1977 года Галич погибает в результате несчастного случая, от удара электрическим током. Похоронен на русском кладбище под Парижем Сент-Женевьев-де-Буа.
Творчество Александра Галича
О песенных текстах младшего современника Галича – Владимира Высоцкого – до сих пор держится расхожее мнение, что они проигрывают без гитарного аккомпанемента. Вот только мало кто из бардов первого «призыва» вообще сносно владел гитарой. Она, скорее, подкрепляла, усиливала впечатление от стихов. Галич – профессиональный поэт, к тому же, имевший неплохое музыкальное образование. Только он делал мелодию нарочито примитивной, а также часто пользовался уже готовыми мелодиями.
Его пение – не артистическое, это, скорее, мелодекламация. Основная смысловая нагрузка, конечно, возлагалась на текст. Стихотворное наследие Галича невелико, но почти всё им написанное – поэзия самой высшей пробы. Богата и тематическая палитра – песни протеста, песни-плачи, цикл «Литераторские мостки», бытовые или жанровые песни. Колоритен язык, в котором слышатся то отголоски поэзии «серебряного века», то лагерные оттенки, то стихия улицы, то московский говорок.
Преувеличивать популярность песен Галича не стоит – его на ура принимала столичная советская интеллигенция, жадная до всего запретного и острого, но мало знал обыватель. В этом смысле Галич и Высоцкий – антиподы. «Таганского Гамлета» народ принимал неизменно восторженно. Галич вынужденно отдавал предпочтение «квартирникам» и узкому кругу единомышленников, лиц, посвященных в тематику его песен.
Интересные факты
Уже в эмиграции Галич написал текст на мелодию популярного марша «Прощание славянки». За внешней легкостью и игривостью в нем прорывается боль изгнанничества и осознание общности судеб представителей всех «волн» русского рассеяния по миру.
В искренность гражданского мужества Галича верили далеко не все. Отмечали его пижонство и барские замашки, шутили в том духе, что он если и пойдет на костер, но непременно в дорогих импортных ботинках.
Поиск
популярные посты