Со словом «бард» у многих привычно ассоциируются три гитарных аккорда, неумелое владение гитарой, зато хорошая стихотворная «оснастка», незатейливые рифмы типа «костры – комары», романтика туризма и дальних походов. Юрий Визбор – сам человек-легенда. Как творческая индивидуальность, он сродни таким незаурядным натурам как Эрнест Хемингуэй или А.Сент-Экзюпери. Именно с него берет начало туристическое направление в авторской песне.
Биография Юрия Визбора (20.06.1934-17.09.1984)
Отец будущего барда, литовец по национальности, был репрессирован и сгинул в сталинских лагерях. Сын окончил школу, затем пединститут, работал в сельской школе по распределению. На волне хрущевской «оттепели» обратился к песенному жанру. Никогда не сидел на одном месте подолгу, много ездил, путешествовал, снимался в кино (наиболее известная роль – Борман в телевизионном сериале Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны»), снимал сам, сотрудничал с журналом «Кругозор», придумал для него новый жанр – песня-репортаж.
Невероятное человеческое и мужское обаяние неизменно привлекало к Визбору женщин. Первой его супругой стала коллега по бардовскому «цеху» - Ада Якушева. Визбор был талантлив во всем, за что бы ни брался. К сожалению, судьба отмерила ему только полвека – осенью 1984 года Визбора не стало.
Творчество Юрия Визбора
Он тоже принадлежал к тому поколению, представители которого, по образному выражению писателя Василия Шукшина, как бы «опоздали» родиться и не приняли участия в Великой Отечественной войне, зато с лихвой «довоёвывали» своим творчеством. Несколько лучших песен Визбора посвящены военной теме – «Виталий Палыч», «Серёга Санин». А песня «Сретенский двор» - ностальгия по московским дворам и полуголодному, но такому счастливому детству.
И все-таки, если говорить о тематических предпочтениях барда, он тянулся к людям отважных и мужественных профессий: альпинистам, летчикам, морякам, рыбакам и космонавтам. С некоторыми из последних его связывала личная крепкая дружба. За внешней романтикой покорения гор или освоения космоса таилась тяжелая работа, сопряженная с риском, когда каждую следующую секунду человек мог заглянуть в лицо смерти.
Горы можно сравнить со своеобразной лакмусовой бумажкой. Здесь каждый проверяется на порядочность, честность и готовность прийти на помощь товарищу в любую минуту. И, возможно, еще не одно поколение отважных путешественников в редкие часы досуга и отдыха будет напевать такие песни Визбора как «Лыжи у печки стоят» или «Вот это для мужчин». И никого не смутят экзотические названия – плато Расвумчорр, Эрцог, Хамар-Дабан.
Не затерялись среди альпинистских и горных песен Визбора те, пусть менее многочисленные, что посвящены вечному чувству любви. По сей день Олег Митяев – один из преданных поклонников Визбора, записавший целый альбом его песен, включает в собственные концерты песню «Ты у меня одна». А уж «Милую мою» поют и в застольях, и на привалах, и в эстрадных концертах. Визбор был превосходным рассказчиком, хотя и почти не писал шуточных песен.
Может быть, памятуя о том, как ему досталось за одну из них, строки из которой о том, что мы «в области балета впереди планеты всей» стали воистину крылатыми и разлетелись по стране в мгновение ока. Многие бардовские концерты принято заканчивать песнями Визбора «Ночная дорога» и «До свиданья, дорогие». Незатейливые слова, никакого поэтического изыска, красот формы – зато как они берут за душу и навсегда остаются в ней.
Интересные факты
Долгие годы в советском эфире вещала радиостанция «Юность». Мало кто знает, должно быть, что идея её создания в 1962 году тоже принадлежала Юрию Визбору. В первом же фильме – «Июльский дождь» - Визбор, по сути, сыграл самого себя. Режиссер Марлен Хуциев разрешил ему спеть целую песню под гитару – «Спокойно, дружище, спокойно».
Поиск
популярные посты