«Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет». К.Д.Ушинский
Мы заинтересованы в инновационном развитии своих образовательных учреждений, нам не безразлична судьба инженерного образования, а если мыслить еще более глобально – судьба России. Современное общество уверенно приходит к пониманию того, что развитие его социально-экономических основ зависит от уровня профессиональной компетентности граждан, а задача школы заключается в воспитании учащихся, способных адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира. Наступает время, когда выпускник школы должен быть готовым к повышению профессиональной мобильности, т.е. принимать парадигму: «Образование на протяжении всей жизни». Но, к сожалению, как показывают результаты анкетирования, проведенные в нашей школе, 75% старшеклассников испытывают серьезные затруднения в принятии решения о выборе профессионального обучения. Какая же роль отводится школе в данном направлении и что она должна делать сегодня, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду завтра? При организации работы по профессиональному самоопределению и социализации обучающихся мы исходим, из следующих соображений. Во- первых, всю свою работы мы организовываем, исходя из того положения, что деятельность нашей школе, как и любой другой, строится на основе государственного и социального заказов. Во-вторых, мы учитываем территориальную расположенность Купинского района, его агропромышленную направленность, наличие в городе ГБПОУ НСО «Купинский межрайонный аграрный лицей», опыт многолетнего сотрудничества с НГАУ. В-третьих, мы провели мониторинг по изучению запросов и предпочтений обучающихся и их родителей. Также совместно с Районной службой занятости и Управлением сельского хозяйства провели мониторинг, подтвердивший существование в Купинском районе потребности в кадрах сельскохозяйственного профиля, в том числе инженерного и агротехнологического, причем эта потребность по результатам районной статистики с годами будет только увеличиваться. Кроме того, на территории района работает большое количество акционерных обществ, крестьянско- фермерских хозяйств, в самом г.Купино находится известный далеко за пределами района молочно-консервный комбинат -ОАО «Консервщик», ООО «Глагольевский хлеб» (мини-пекарня ИП Глагольева Н.), ОАО «Купинский лес» - а это гарантия наличия рабочих мест. Обобщив материалы мониторингов, мы пришли к выводу, что решение проблемы профессионального самоопределения и социализации обучающихся будет более эффективным через ресурс специализированных классов инженерно и агротехнологического направлений. Также мы руководствовались высказыванием В.В.Путина. о том, что «Основы инженерно и технического образования закладываются именно в школе, и именно такие специалисты сегодня, да и в ближайшем будущем будут остро нужны стране». Выдержав жесткий конкурсный отбор, с 2015г. в школе функционируют четыре специализированных класса: инженерно-технологический (два класса), агротехнологический, мультимодульный, информционно-технологический (за счет внутренних ресурсов). Вопросы социализации и профессионального самоопределения обучающихся нашей школы решаются через развитие инженерно, агротехнологических компетенций. Но все-таки свою первостепенную задачу в области инженерно-технологического образования на сегодняшний день мы видим не столько в подготовке технических специалистов, сколько в развитии базовых профессиональных компетенций и навыков и успешной социализации. Всю эту работу объединяет проект профессионального самоопределения и социализации обучающихся «Старт в будущее». Подробно останавливаться на идеях проекта нет времени, поэтому его основные положения представлены в слайдах. Слайд «Профессиональное самоопределение представляет собой процесс осознания индивидуума существующих в обществе конкретных видов трудовой деятельности: профессий, собственных склонностей и способностей к одному или несколькими из них, путей и средств овладения знаниями и навыками, необходимыми для выполнения профессионально – трудовых функций». Разработаны Цель проекта: разработка и внедрение новой модели профессионального самоопределения обучающихся с целью формирования у них профессиональной направленности. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА : 1. Осуществить диагностику социального заказа, определить потенциальные возможности. 2. Создать нормативно-правовую базу и методические рекомендации. 3. Разработать и внедрить модель профессионального самоопределения обучающихся с целью формирования у них профессиональной направленности. Определены: Подходы к реализации проекта «Старт в будущее» : Обучение школьников навыкам самостоятельного карьерного конструирования. Обучение школьников навыкам поиска и анализа информации о мире профессий и рынках труда. Создание возможности для школьников сформировать субъективную позицию, построенную на собственных уникальных жизненных ценностях. Привлечение работодателей к деятельности по профориентации школьников и молодежи. Привлечение родителей к участию в профориентационных мероприятиях. Привлечение экспертного сообщества имеющего опыт карьеры в нескольких сферах деятельности, имеющих подтверждение своей профессиональной квалификации для передачи своих знаний школьникам и молодежи. Проводится Психодиагностическая работа строится по двум направлениям: Собственно диагностическая, направленная на самопознание подростка и объяснение результатов этого познания, решается с помощью несложных психодиагностических методик. Используются методики: Определение типа будущей профессии (Е.А.Климов). Карта интересов (Е.А.Голомшток), Определение типа личностной направленности методика Голланда, «Профиль», Коммуникативные и организаторские способности (В.В.Синявский, Б.А.Федоршин). Углубленная диагностика (самодиагностика) - используется в ситуации профконсультиования, в случаях затруднений и проблем выбора профессии. Методики: Матрица выбора профессии (В.А.Резапкина). Активизирующие профориентационные методики Н.С.Пряжникова, диагностические методики, направленные на изучение личностных особенностей: Р.Ктелл, Г.А.Айзенк.
Здесь нашими партнерами являются Партнеры: психологическая служба района (ЦППРК), психологи МОУ СОШ, психологическая служба районного управления службы занятости населения.
Реализация инновационного проекта происходит по следующим направлениям: I. Профессиональное самоопределение и социализация обучающихся в плане развития инженерных компетенций через участие в инновационных движениях: · JuniorSkills · SchoolSkills · Олимпиадное движение
II. Профессиональное самоопределение и социализация обучающихся в плане развития инженерных компетенций через реализацию образовательной программы «Социальный инжиниринг» (интегрированный курс). Цель: развитие метапредметных, личностных, коммуникативных, проектных компетенций. Данная программа представляет собой интегрированный курс и включает в себя модули, в том числе, разработанные в рамках проекта «Инженерные компетенции – сила развития Родины»: · социальный менеджмент (школьные социально-значимые проекты с элементами отчетности), · команда и лидерство (игры на сплочение коллектива, командообразование и лидерство), · коммуникации (технология дебатов Карла Поппера – «Клуб интеллектуального общения»), · стратегия успеха, · «Живая инновация - мышление ХХIвека»
III. Профессиональное самоопределение и социализация обучающихся в плане развития инженерных компетенций через центр молодежного инновационного творчества «ТехноАрт»и Муниципальный ресурсный центр выявления и поддержки талантливой молодежи Купинского района, созданного на базе нашей школы. Основная функция центра- развитие инновационного технического мышления, начальных навыков инновационной деятельности у учащихся. Цель: формирование научно-технической, информационно-технологической компетенций у молодежи на основе проектной и научно-исследовательской деятельности.
IV. Профессиональное самоопределение и социализация обучающихся в плане развития инженерных компетенций через Муниципальный ресурсный центр выявления и поддержки талантливой молодежи Купинского района. Основные цели: · создание условий для выявления, обучения, развития, воспитания и социализации одаренных детей; · разработка и реализация региональных интеллектуально-творческих и социально-ориентированных конкурсных мероприятий в образовательном пространстве Купинского района; · профессиональная поддержка и развитие педагогов в области работы с одаренными детьми. Наряду с работой по профессиональному самоопределению особое внимание мы уделяем социализации обучающихся. Работа по этому направлению начинается уже в начальной школе через реализацию проекта «Я и мы». Но, тем не менее, проводя ежегодно мониторинг социализации выпускников нашей школы, мы пришли к неутешительному выводу: успешные выпускники школы не всегда сохраняют это статус выйдя за её пределы, не всегда успешны в выборе профессии, в трудоустройстве и вообще в жизни. Попав в условия большого города, некогда успешные ученики, теряются. Также мы стали чаще практиковать выезды учащихся специализированных классов в г.Новосибирск для участия в выездных сессиях на базе лабораторий НГАУ (у нас на протяжении восьми лет реализуется программа довузовской подготовки от НГАУ), НГПУ. И, как показывает статистика, данная работа дает свои первые результаты. Показателями успешной системы социализации и профессионального самоопределения мы считаем большое количество успешных профессиональных карьер выпускников, быстрый вход молодых людей на рынок труда, в целом удовлетворенность наших бывших выпускников профессиональной жизнью. По результатам проведенного мониторинга выпускники школы совершают, как правило, правильный осознанный профессиональный выбор, успешно обучаются в ВУЗах и учреждениях СПО и, хотя и не так часто как нам бы хотелось, возвращаются на работу в свой район и город. Мы убеждены, что только успешный ребенок может вырасти в успешного гражданина своей страны. Поэтому вопросам успешности учащихся школы, всегда уделялось большое внимание. |
В решении данной проблемы нам помог опыт работы образовательного центра Евгения Ямбурга в г.Москве. несколько лет назад мне посчастливилось побывать в этом удивительном учреждении. Всех присутствующих поразила удивительная атмосфера уважительного отношения к ребенку, к его внутреннему миру, к его физически возможностям. Там дети поистине являются центром вокруг которого идет постоянное движение в плане обучения, воспитания, профориентации, социализации. Для каждого ученика, особенно с ОВЗ (а таких там 30%) моделируется ситуация успеха. Опираясь на опыт работы это центра мы разработали свою Программу развития «Школа успеха – школа для всех», эпиграфам которой служат слова Ямбурга «Не ребенок должен приспосабливаться к школе, а на против, именно школа должна стремиться адаптироваться к любому ученику, принимая во внимание его склонности и способности, состояние физического и психического здоровья».
Результаты реализации проекта
- Формирование личности выпускника, социально и профессионально ориентированного, мотивированного к осознанному выбору и продолжению трудовой деятельности, в том числе и по инженерным и агротехнологическим специальностям.
- Эффективно функционирует модель инженерного образования и социализации в форме единого образовательного кластера «школа-ВУЗ/СПО-предприятие».
3.Созданы условия по использованию возможностей инженерно-технологического образования для ориентации на рынке труда, обеспечения обучающимся возможности свободного выбора дальнейшей образовательной траектории.
- Разработан и успешно реализуется проект профессионального самоопределения и социализации.
- Создан школьный Технопарк за счет имеющейся материально-технической базы ЦМИТ «ТехноАрт», Муниципального ресурсного центра выявления и поддержки талантливой молодежи Купинского района с привлечением средств благотворительных пожертвований ООО «Эгида» (генеральный директор А.С.Зюриков- Почетный выпускник школы).
В связи с этим хочется остановиться еще на одном аспекте. Все наши проекты инвестиционные и наряду с собственными в реализацию проекта по профессиональному самоопределению и социализации обучающихся большие инвестиции вкладываются ООО «Эгида», генеральным директором которого является Зюриков А.С., Почетный выпускник школы. На протяжение десяти лет он поддерживает программу «Одаренные дети», вносит неоценимый вклад в укрепление учебно-методической и материально-технической базы инженерного образования. Именно с его помощью стала возможной реализация проекта по созданию детского Технопарка и услугами которого пользуются учащиеся всех образовательных учреждений Купинского района.
Уважаемые коллеги! В нашем проекте по профессиональному самоопределению и социализации обучающихся специализированных классов через развитие инженерных компетенций есть белые пятна. Сделать предстоит больше, чем сделано, но у нас есть самое главное: высокопрофессиональная, мобильная, творческая команда педагогов, есть поддержка со стороны учащихся и их родителей, учредителя в лице Главы Купинского района Шубникова В.Н., МКУ «Управления образования» в лице директора М.А.Соболевской. У нас есть поддержка депутата законодательного собрания Новосибирской области Ю.В.Зазули, курирующего проект «Инженерное образование – сила развития родины», есть поддержка и интерес со стороны других образовательных учреждений г.Купино. Поэтому, нашему проекту жить и развиваться, тем более, что география единомышленников с каждым годом расширяется. И интерес к нашему проекту со стороны коллег, и наше участие в сегодняшнем мероприятии – тому доказательство. А у нас у всех есть желание действовать, развиваться, совершенствоваться во благо своей школы, своего региона, и как это не звучит высокопарно России в целом. А дорогу осилит идущий. И вам всем мы желаем неутомимого поиска, творческого горения, и успех будет обеспечен.