Цифровая школа 21 века

В статье рассказывается о тенденциях развития системы образования в постиндустриальную эпоху.

Порубова Е.В.

«НАВЫКИ XXI ВЕКА»: НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №76 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Екатеринбург

Аннотация

В статье рассказывается о тенденциях развития системы образования в постиндустриальную эпоху.

 

Эпоха индустриализации и эра конвейерного труда, когда обучение было нацелено на накопление знаний, завершены.

Сегодня все рутинные операции способны выполняться автоматически благодаря роботизации и цифровым технологиям.

Общество находится в состоянии полномасштабного сдвига, который повлечёт за собой изменение модели занятости, поскольку технологии автоматизации в недалеком будущем приведут к роботизации от 40 до 70% рабочих мест.

Некоторые эксперты утверждают, что само понятие «профессия» в будущем обречено на вымирание. Произойдёт это потому, что важным будет не типовой набор навыков, а способность каждый раз, под конкретную задачу, пересобирать эти навыки. По сути, речь идёт о проектном подходе, который станет преобладающим.

Значит и людей сейчас необходимо обучать не тому, чему учили раньше.

По мнению Патрика Гриффина, профессора Мельбурнского университета, руководителя международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века (ATC21S) в XXI веке акценты смещаются в сторону умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу. Многие исследователи добавляют к этому ещё и любознательность, хотя это, пожалуй, не столько навык, сколько качество, личная характеристика человека.

Очень скоро учебные заведения будут вынуждены перейти от старых, «индустриальных» учебных программ к такой системе обучения, которая позволит готовить кадры для инновационной экономики и информационного общества.

Учебные программы должны сначала вместить в себя преподавание этих навыков в рамках традиционных дисциплин, а затем постепенно переходить от содержания того или иного предмета к развитию навыков и личностных качеств учащихся.

Сразу отказаться от привычного всем учебного плана дисциплинарного типа будет непросто, поэтому лучше идти к этому постепенно, сначала изменив то, как и в какой форме преподаются эти традиционные дисциплины.

Грамотность как умение читать, писать и считать, конечно, останется обязательной, но в современном мире этого уже не достаточно. При составлении учебных программ необходимо будет ориентироваться на более широкие профессиональные компетенции – умение находить нестандартные решения задач и проблем, навыки коллективной работы и способности к выстраиванию межличностных отношений.

Подходы к преподаванию, соответственно, тоже будут меняться – сегодня благодаря Интернету и информационным технологиям учащиеся иногда обладают гораздо бóльшими познаниями и навыками в некоторых сферах, чем их преподаватели. Поэтому учителя из передатчиков знаний превратятся в педагогов-организаторов, педагогов – коучей, педагогов-игромастеров. Для многих сегодняшних преподавателей это превращение будет очень непростым.

В наших школах всё ещё есть учителя географии, истории, физики, химии, но нет учителей критического мышления, учителей взаимодействия или учителей любознательности.

Агентство стратегических инициатив (АСИ) в рамках стратегической инициативы «Навыки будущего» опубликовало требования к обучению «навыкам будущего», таким как: критическое и логическое мышление, изобретательский и креативный подход в решении задач, умение выстраивать коммуникации и сотрудничать, работать в команде.

На Всемирном экономическом форуме, который недавно состоялся в Абу Даби, в числе основных характеристик были названы предпринимательские способности, которые необходимо развивать в современном мире. Фактически специалисты, выступавшие на этом форуме, разработали три списка – список грамотностей (базовая грамотность, умение считать, научная и культурная грамотность), список компетенций (умение решать задачи и проблемы, творческий подход и тому подобное) и список необходимых качеств (любознательность, предпринимательские способности, способность к коллективной работе и так далее).

Основным продуктом теперь становятся таланты — люди, способные производить новые бизнесы и новые экономики. А приобретение и удержание талантов (которые легко перемещаются) представляют собой основную компетенцию новых стран-лидеров.

Кадровый потенциал 2035 – это сегодняшние первоклассники, поэтому ситуация системного сдвига в образовании должна произойти уже сейчас, чтобы обеспечить, в качестве главных такие навыки, как креативность, способность к сотрудничеству и самоорганизация. Очень важно уметь менять свою позицию, уметь разговаривать «на языке собеседника» из разных мультисоциальных сред.

В соответствии с ФГОС второго поколения школа обязана развивать социальные, регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные навыки.

Проект «Цифровая школа» в рамках деятельности региональной инновационной площадки на базе МАОУ СОШ №76 г. Екатеринбурга реализует преподавание этих навыков на традиционных школьных уроках. Группы навыков, формируемых с помощью применения инновационных компьютерных технологий в образовательном процессе МАОУ СОШ №76 г. Екатеринбурга, см. по ссылке https://yadi.sk/i/X5rcw0Gj3GvPVU.

В 2017 году школа №76 г. Екатеринбурга стала участником всероссийского конкурса «Школа навыков XXI века» в номинации «Модель организации (реализованный проект)» с проектом «Цифровая школа». На первый этап заочного тура конкурса было подано 208 заявок по 4 номинациям из 39 регионов РФ. Решением Конкурсной комиссии по результатам экспертизы заявок определены 40 победителей, которые переходят на второй этап заочного тура - конкурса портфолио проектов. Одной из организаций-победителей является школа №76, см. http://skills21.vbudushee.ru/.

Интернет-источники:

  1. http://vstanzaveru.ru/olga-chetverikova-strategicheskiy-proryiv-v-virtualnuyu-bezdnu/. Ольга Четверикова. «Стратегический прорыв в виртуальную бездну»
  2. http://www.hr-portal.ru/article/navyki-xxi-veka-novaya-realnost-v-obrazovanii . «Навыки XXI века»: новая реальность в образовании.
  3. https://www.microsoft.com/ru-ru/devcenter/Search.aspx?CollectionId=ceea2a1f-4548-4049-8ed2-85293b1430b4 «Поиск и измерение навыков 21 века».
Комментарии