Высшее образование - современные тенденции развития системы высшего образования

Обзор тенденций развития высшего образования в России

Высшее, послевузовское и непрерывное образование: некоторые важные факты и показатели развития

Сформирована группа ведущих университетов – лидеров национальной системы образования. Проведена масштабная реформа аспирантуры, которая стала основной формой профессионального исследовательского образования. С 2015 года работает Национальная платформа открытого образования. Успешно реализуется проект по поддержке кооперации между учебными заведениями (научными учреждениями) и организациями реального сектора экономики.

В России поддерживается доступность высшего образования на уровне 57%: фактически каждый второй выпускник школы может поступить в вуз на бюджет. Общее число бюджетных мест в вузах на 2017–2018 учебный год составило 505 тысяч. В 2018–2019 учебном году количество бюджетных мест вырастет до 514 тысяч.

С 2015 года идёт масштабная работа по обновлению образовательных стандартов профессионального образования с учётом требований профессиональных стандартов.

За 6 лет проведена масштабная реформа аспирантуры, которая стала основной формой профессионального исследовательского образования.

За 4 года повысилась привлекательность педагогического образования: вырос средний балл ЕГЭ абитуриентов, на педагогические программы стали поступать 100-балльники и победители олимпиад.

Начата системная работа по подготовке кадров для оборонно-промышленного комплекса. За последние 5 лет целевой приём на обучение в рамках государственного плана составил более 40 тысяч человек.

Значительные усилия сосредоточены на законодательных инициативах по развитию механизмов целевого обучения и института базовых кафедр. Это принципиальное решение вопроса повышения качества и практичности подготовки специалистов (прежде всего инженеров, медиков и педагогов).

Подготовка кадров стала обеспечиваться в соответствии с запросами рынка труда: при распределении бюджетных мест в вузы учитываются интересы отраслей, регионов, работодателей.

С 2012 года проводится мониторинг деятельности вузов. Результаты мониторинга публикуются в открытом доступе, что позволяет обществу видеть ситуацию в целом, а абитуриентам помогает определяться с выбором вуза.

Ведётся мониторинг трудоустройства выпускников вузов. Средний процент трудоустройства выпускников на протяжении последних двух лет сохраняется на уровне 75%.

Сформирована группа ведущих университетов – лидеров национальной системы образования. Это МГУ им. М.В.Ломоносова, СПбГУ, 10 федеральных университетов и 29 национальных исследовательских университетов. В 2017 году 11 ведущих российских университетов вошли в топ-100 мировых институциональных, предметных и отраслевых рейтингов, при этом два года подряд в сотню лучших вузов мира входят 7 отечественных университетов. Ещё 17 российских университетов вошли в топ-200.

Регистрация образовательных учреждений и организаций субъектов РФ, а также учителей, педагогов и воспитателей во Всероссийской социальной сети работников образования осуществляется ЗДЕСЬ https://worknet-info.ru/socset_rabotnIkov_obrazovaniya

В 2016 году запущены 2 приоритетных проекта в сфере высшего образования. Проект "Вузы как центры пространства создания инноваций" призван сформировать конкурентоспособную на мировом и национальном уровне сеть российских вузов. Уже сегодня 33 региональных университета имеют статус опорных. Это драйверы развития регионов.

Проект "Современная цифровая образовательная среда"обеспечит свободный доступ к качественным образовательным онлайн-ресурсам. С 2015 года работает Национальная платформа открытого образования, на которой размещено более 200 бесплатных онлайн-курсов от ведущих вузов страны.

За 6 лет значительно выросло число иностранных студентов, приезжающих учиться в российские вузы. Ежегодная квота на образование в России для иностранных граждан и лиц без гражданства увеличена с 10 тысяч до 15 тысяч человек. В 2014 году вступил в силу новый Порядок отбора иностранных граждан, сделавший эту процедуру максимально прозрачной. Начиная с 2016 года запущен проект отбора иностранных граждан на основе международных олимпиад, что позволяет отбирать за рубежом одарённых детей и привлекать дополнительное внимание к российской системе образования.

Успешно реализуется проект по поддержке кооперации между учебными заведениями (научными учреждениями) и организациями реального сектора экономики. За 6 лет государством поддержаны 309 комплексных проектов (выполняемых в рамках кооперации), 229 российских производственных предприятий, 82 высших учебных заведения и 6 государственных научных учреждений. В рамках этих проектов разработано 418 инновационных продуктов (услуг), из них реализовано в массовом промышленном производстве – 316 на общую сумму более 329 млрд рублей. При этом почти треть проектов (127) направлена на создание и производство импортозамещающей продукции. Поступления в бюджет от реализованных проектов многократно перекроют величину субсидий, предоставленных государством.

Участие вузов в кооперации с реальным сектором экономики позволяет им улучшать своё положение в различных рейтингах, включая программу по повышению конкурентоспособности вузов (5/100), повышать эффективность, формировать задел для повышения своего статуса в качестве опорного вуза, развивать свои научные лаборатории, повышать квалификации исследовательских групп, уровень образования студентов и аспирантов. В среднем в одном проекте кооперации задействовано 18 студентов, 8 аспирантов, 15 молодых учёных. Доля доходов молодых участников научных коллективов, полученных от участия в выполнении НИОКТР по одному проекту, неуклонно растёт и к 2017 году составляет 59% их общего дохода. Интерес молодёжи к участию в научных исследованиях повышается.

Важными показателями экономической и социальной значимости проектов является количество вновь созданных рабочих мест: за 6 лет создано 6386 рабочих мест, в том числе 4486 – для молодых учёных (специалистов). В перспективе до 2020 года планируется создать ещё около 9 тыс. новых рабочих мест, две трети – для молодых специалистов.

Логичным продолжением кооперационных связей науки и бизнеса является проект создания и развития инжиниринговых центров, позволяющий «вырастить» на базе вуза самостоятельную экономическую единицу. С 2013 года поддержано создание и развитие 49 инжиниринговых центров в 30 субъектах и 8 федеральных округах Российской Федерации на базе вузов, деятельность которых осуществляется в приоритетных для России отраслях экономики. В 2017 году инжиниринговыми центрами сформирован портфель заказов, превышающий 3,2 млрд рублей, в том числе заказы со стороны компаний реального сектора – более 2,3 млрд рублей. По итогам 2017 года совокупная выручка инжиниринговых центров превысила 4,5 млрд рублей, что на 35% больше показателя 2016 года.

В 2017 году 11 российских университетов вошли в топ-100 (в том числе 9 – участники проекта 5–100) и 17 российских университетов (в том числе 13 – участники проекта 5–100) – в топ-200 мировых институциональных, предметных и отраслевых рейтингов.

В 2017 году реализовывался приоритетный проект "Вузы как центры пространства создания инноваций". Он направлен на создание университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов, которые призваны стать источниками позитивных изменений городской и региональной среды. По итогам проведённого в 2017 году конкурсного отбора определён 51 вуз, на базе которых будут созданы университетские центры в 39 субъектах Федерации. Центры создаются в увязке с мерами государственной поддержки программ развития 33 опорных региональных университетов.

В 2017 году 11 российских университетов вошли в топ-100 (в том числе 9 – участники проекта 5–100) и 17 российских университетов (в том числе 13 – участники проекта 5–100) – в топ-200 мировых институциональных, предметных и отраслевых рейтингов.

Приоритетный проект "Развитие экспортного потенциала российской системы образования"реализуется с целью развития академической мобильности, увеличения числа обменных и совместных образовательных программ, упрощения процедуры поступления и последующего обучения иностранных студентов, признания образования, полученного в иностранном государстве.

В 2017 году в рамках проекта создан Центр компетенций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников международных служб российских образовательных организаций. Подготовлен перечень приоритетных стран – получателей образовательных услуг, а также рекомендации по продвижению российского образования. Проведён ряд подготовительных работ по совершенствованию российской нормативной правовой базы в части экспорта российского образования.

Приоритетный проект "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации"реализуется по двум основным направлениям: формирование цифрового образовательного пространства и совершенствование нормативной правовой базы с целью обеспечения широкого использования онлайн-курсов в системе высшего образования.

Итогом работы в 2017 году стало введение в тестовую эксплуатацию информационного ресурса по принципу «одного окна», обеспечивающего доступ к онлайн-курсам по образовательным программ среднего профессионального и высшего образования. В настоящее время он включает свыше 450 курсов и далее будет регулярно пополняться. В 2017 году обучение на онлайн-курсах для формального и неформального образования прошли 241 тысяча человек, включая учащихся школ, студентов вузов и колледжей. 27 тысяч человек получили документы, подтверждающие результаты обучения. С целью формирования инфраструктуры и кадрового потенциала в 10 субъектах Федерации создана сеть региональных центров компетенций в области онлайн-обучения, в течение 2017 года на их базе прошли повышение квалификации более 3,5 тысячи сотрудников вузов и колледжей.

В 2017–2018 учебном году вузам установлено 505 тыс. бюджетных мест, что позволило сохранить доступность высшего образования на уровне 57%. Процедура распределения бюджетных мест по вузам основана на анализе потребности экономики и социальной сферы регионов, данных о трудоустройстве выпускников.

Повысилось качество приёма: по итогам приёмной кампании 2017 года средний балл ЕГЭ зачисленных на очную форму обучения на бюджет составил 68,2 балла, что на 1,6 балла выше, чем в 2016 году.

О государственной поддержке образовательного кредитования

Основание - Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2018 года №197. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена государственная поддержка образовательного кредитования граждан, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам. В связи с изменением нормативной правовой базы утверждена новая редакция правил оказания такой государственной поддержки.

В связи с этим подписанным постановлением утверждены новые Правила, которыми устанавливается порядок предоставления государственной поддержки образовательного кредитования (далее – Правила).

Правилами установлены:

  • перечень документов, которые банки обязаны представить в Минобрнауки России для заключения соглашения и включения в программу господдержки образовательного кредитования; требования к соглашению между Минобрнауки России и банками;
  • требования к банкам как к получателям субсидии;
  • перечень документов, которые банки обязаны представить в Минобрнауки России для перечисления субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по образовательным кредитам и части затрат по невозвращённым образовательным кредитам;
  • требования к заёмщикам;
  • порядок и условия перечисления субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по образовательным кредитам и части затрат по невозвращённым образовательным кредитам в случае отчисления обучающегося из образовательной организации.

Размер образовательного кредита будет определяться банком исходя из стоимости образовательной услуги, указанной в договоре об оказании платных образовательных услуг. При этом предусматривается, что допустимый размер сопутствующего образовательного кредита (на проживание, питание, приобретение литературы, бытовые нужды) в расчёте на месяц обучения не должен превышать 7 прожиточных минимумов в соответствующем субъекте Федерации с учётом процентов за пользование таким кредитом. Срок пользования кредитом будет составлять не более 120 месяцев с момента окончания льготного периода кредитования (срок обучения гражданина в образовательной организации плюс 3 месяца).

При определении процентной ставки за пользование образовательным кредитом банку предоставлено право её увеличения до 7 процентных пунктов дополнительно к одной четвёртой величины базового индикатора.

С учётом этого размер субсидии банку на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту составит три четвёртых установленной величины базового индикатора.

Одновременно признано утратившим силу постановление №1026.

Принятое решение позволит обеспечить государственную поддержку образовательного кредитования.

 

Источник - government.ru

 
Комментарии