РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В 11 МЕСЯЦЕВ - ВСЕ САМОЕ ВАЖНОЕ КРАТКО И ПОНЯТНО
В среднем на одиннадцатом месяце жизни малыш прибавит в весе примерно 400 г и подрастет на 1,5 – 2 см. Таким образом, масса мальчика может колебаться в диапазоне 8300 – 12300 г, а вес девочки – в пределах 8100 – 12200 г. Рост малышей в этот период обычно составляет: от 69,9 до 80,4 см у мальчиков и от 69 до 78,3 см у девочек.
В этом возрасте у крохи активно формируется так называемый «молочный прикус», помогающий ему в последствии познакомиться с новыми видами пищи.
На одиннадцатом месяце жизни все ярче проявляются индивидуальные двигательные различия малышей: пока одни дети продолжают учиться ползать, другие уже начинают ходить. Однако и те, и другие активно используют доступные способы передвижения для того, чтобы изучать окружающее пространство.
Чтобы достать интересующий предмет, кроха может использовать разные движения: придерживаться за мебель, подтягиваться наверх, чтобы встать. Малыш опускается на четвереньки и ползет для того, чтобы обогнуть препятствие; карабкается на стул, чтобы протянуть руку и достать желаемое. Хороший мышечный тонус позволяет крохе сохранять равновесие, не только сидя, но и стоя, держась опору. Особенно активные малыши могут стоять без опоры в течение 5 секунд, балансируя руками.
Ребенок открывает для себя интереснейшую игру: придерживаясь одной рукой за прутья манежа или кроватки, он может свободной рукой держать игрушку, стучать ей о бортик и бросать на пол. Бросание игрушки знакомит малыша с весом предметов, при этом, кроха учится рассматривать предметы в другом ракурсе.
Движения рук ребенка становятся более умелыми и ловкими. Малыш берет вытянутыми указательным и большим пальчиками мелкие крошки (пинцетный захват). Умеет рвать бумагу: хватает листы, поворачивая руку в запястье, и разрывает их.
На протяжении одиннадцатого месяца жизни ребенок овладевает новыми целенаправленными действиями с предметами и начинает выполнять их по просьбе взрослого. Он накладывает кубик на кубик, но сразу же рушит эту конструкцию; снимает кольца со стержня; пытается надеть кольцо на стержень; втыкает втулки в отверстия; катает мяч или шар.
Приблизительно 50% малышей обычно начинают ходить к концу одиннадцатого месяца. Однако нормой считается освоение навыка хождения ребенком в период с девяти до шестнадцати месяцев.
Успехи в приобретении этого навыка связаны с тремя факторами: мускульной силой, чувством равновесия и темпераментом. Последний более всего влияет на то, в каком возрасте малыш начнет ходить. Так, дети со спокойным темпераментом часто не торопятся вставать на ножки. Для таких малышей передвижение ползком долгое время оказывается более быстрым способом, чем ходьба, и они с удовольствием совершенствуются в нем, не стремясь ходить.
Детей, начинающих ходить поздно, вероятно, в большей мере занимает возможность рассматривать и изучать разные предметы, а не осваивать новые двигательные навыки. Такие малыши в своем темпе проходят этот этап развития, взвешивая каждый шаг. При этом, начав ходить, такие малыши сразу держатся довольно уверенно.
Дети, обладающие взрывным темпераментом, напротив, начинают, ходить довольно рано. Обычно это очень импульсивные, подвижные малыши, стремительно преодолевающие каждую веху развития.
Помимо темперамента, на способность к раннему хождению влияет и тип телосложения маленького человечка: худенькие дети, как правило, осваивают ходьбу раньше. Малыши, начавшие рано ходить, обычно отличаются резвым характером, чаще падают и в большей степени подвержены риску несчастных случаев, чем их более осмотрительные сверстники.
Благодаря наличию врожденных мыслительных схем дети управляют своими действиями и организуют информацию, поступающую из окружающего мира. Способность к усвоению позволяет детям сначала «укладывать» новую информацию в имеющуюся у них схему без изменений самой схемы, потом приспосабливать ее к этой схеме и, наконец, изменять схему при поступлении информации, противоречащей ей. Одиннадцатимесячные малыши используют эти новые способности одновременно, что помогает им совершенствовать их двигательные и прочие навыки, рационально использовать новую информацию и легче приспосабливаться к меняющейся окружающей среде.
К концу одиннадцатого месяца жизни у ребенка может насчитываться 8 зубов: по 4 передних зуба сверху и снизу.
Кроме того, у малыша может начать резаться первый коренной молочный зуб, так называемый «моляр». Его появление может сопровождаться температурой и беспокойством малыша, из-за болезненности прорезывания. Симптомом прорезывания моляра часто становится то, что ребенок треплет себя за ушко из-за неприятных ощущений в десне. Родителям следует быть внимательными, чтобы не спутать появление зуба с болью в ухе. Если температура держится продолжительное время, а из уха появляются выделения – следует немедленно обратиться к врачу.
На одиннадцатом месяце жизни ребенка дневной сон постепенно переносится на 14 часов. То есть малыш начинает спать днем один раз. В то время как интервал ночного сна увеличивается.
Рассмотрим, какими новыми умениями обладает одиннадцатимесячный малыш:
▪ На одиннадцатом месяце жизни кроха может самостоятельно садиться из положения «лежа на животе».
▪ Карапуз способен уверенно ходить, держась за опору.
▪ Непродолжительное время стоять без посторонней помощи.
▪ Аккуратно, не обронив, поднимать с поверхности мелкий предмет кончиками большого и указательного пальцев.
▪ Малыш может играть в «ладушки», громко хлопая в ладоши или махать рукой на прощание.
▪ Отвечать жестом на короткую команду «Дай!» протягивая родителям руку с требуемым предметом.
▪ Излюбленной забавой малыша в этом месяце может стать игра в мячик. Кроха охотно ловит мяч и катит его обратно к взрослому.
▪ Одиннадцатимесячный кроха способен понимать слово «нельзя».
▪ В этом возрасте малыш способен выражать свои желания другим способом, кроме плача.
▪ Он может отчетливо произносить: «папа», «мама», «дай», а также произносить еще 3 и более слов.