Благодарна судьбе
Человек, получая что-то, должен всегда отдавать. Умеешь сама - научи других. С этим девизом началась моя педагогическая работа в интеллектуальном Центре «Ювента» в качестве педагога дополнительного образования (с сентября 2009 г и по настоящее время). Настало время отдавать сердце, знания, умения детям, ибо можно не успеть. Так устроена моя жизнь: ступенька за ступенькой, я постигала все аспекты системы образования. И как оказалось, что все построено так, что приходилось, осваивая новую ступень образования, удивляться и открывать себя в ней заново.
Дополнительное образование удивительно интересно для меня. Все, что я знала и умела, все, что хотелось реализовать, но по каким-то причинам не реализовывалось, стало возможным: создавать программы и реализовывать, основываясь на востребованности воспитанника, корректировать и развивать знания ученика и получать реальные достижения, открывать в ребенке талант и побуждать родителей и ученика верить в собственные силы.
Образовательный процесс по русскому языку в учреждениях дополнительного образования должен быть иным, чем в образовательной школе. Почему? Да потому, что ученик «устал» от заорганизованности, последовательности этапов урока, от монотонности изучения темы. На занятие в дополнительное образование он пришел уже обремененный определенным багажом знаний по изучаемой теме. В этом образовательном учреждении он хочет получить те знания, которых ему не хватило в школе. Тогда, каким должен быть учебный процесс? Интересным! Для каждого ученика интересным! Но как это сделать?!
Я делаю так.
Считаю, что цифровые образовательные ресурсы помогают обеспечить интерес, расширить информационное поле изучаемой темы и существенно изменить роль преподавателя. Для меня важно, чтобы каждый ученик на занятии стал активным его участником и обучался в зоне своего развития. Объявляю тему урока. На лицах безразличие. Улыбаюсь, я знаю, как пробудить интерес в учениках, как заставить их удивиться и поверить в свои силы. Знаете все? Молчание, пожимают плечами…Держу паузу. Лица «просыпаются».
- Давайте проконтролируем себя, даю вам тест. Выполняете его – изучаем то, что вам интересно.
Выполняют компьютерное тестирование обычно такое, в котором есть результат каждого задания, но нет показа ошибок. Это, как правило, побуждает к изучению теории вопроса. Компьютер выдает результат.Некоторые «застряли» на первых заданиях. В отведенное на тест время не уложились, результаты не радуют… Нужно изучать теорию. На этом этапе ученик становится активным участником проектирования своей индивидуальной траектории освоения учебного предмета и, как следствие, своего индивидуального образовательного маршрута. А как это важно, он пришел за этим в наш интеллектуальный Центр. Именно ИКТ с заложенными в них дидактическими возможностями становятся эффективным средством для организации самостоятельной индивидуальной работы. Его применение на занятии оправдано для большой индивидуализации работы. Слушателю предоставляется возможность самостоятельной работы с теорией и практикой. Например, он получает на занятие программу своих действий с выделенными учебными целями, заданиями, запрограммированным контролем, или разрабатывается отдельный модуль для каждой
подгруппы. Одно из преимуществ такого занятия состоит в том, что каждый сам определяет темп своей работы с программой. Здесь я использую несколько видов учебного материала в зависимости от степени изученности темы слушателем. На этом этапе занятия участники образовательного процесса делятся на группы по конкретному уровню обученности по теме занятия. Следовательно, эти группы всегда разные, они подвижны, ученики не испытывают дискомфорта и ущербности, так как и самый слабый, и самый сильный может сегодня быть вместе. Здесь зарождается дружба и взаимоподдержка, которой так не хватает в современной жизни. Учебные пособия у нас только в электронном виде. Знаю, это тоже скучно для моих слушателей. Им нужно еще и зрелище! «Зрелищем» могут быть мультимедийные презентации. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание обучающегося. Презентации разные для каждой группы. Наличие на занятии индивидуального компьютера позволяет индивидуализировать работу со слушателем, обеспечивает определенный для него темп усвоения и коррекции знаний. У меня, как педагога, появляется время для индивидуальной работы с успешными слушателями, которым недостаточно времени в общеобразовательном процессе. Для них материал подается в творческом виде, они могут и выполнять функцию консультантов, где корректируют и углу****ют знания темы.
В своей работе использую презентации коллег, которые щедро делятся своим опытом в Интернете. Но считаю своим долгом создавать и свои, которые отвечают потребностям и запросам конкретной группы обучающихся. Не скрою, индивидуализация образовательного процесс