Мой путь в учительство.
Какие они, пути-дороги в учительство? Конечно, разные. Многие именно профессию учителя «примеряли» на себя… Да и как не приноравливаться к профессии тех людей, которые у тебя перед глазами целых десять лет?
А уж, если повезло встретить Учителя или Учителей с большой буквы, которые своим образом жизни, поведением завораживают и «заражают» профессией, то ты обречен. Я отношусь к таким счастливчикам.
Мне очень хочется вспомнить всех своих учителей, вернее, я помню их всех, но особо выделяю двух.
Лозинская Анна Романовна - мой первый Учитель, которая и определила мою будущую профессию. С самого первого дня знакомства с ней я дома играла исключительно в «Анну Романовну».
Сергеева Тамара Алексеевна - мой классный руководитель. Первый её урок английского языка определил для меня выбор предмета, который преподаю по сей день.
Поделюсь своими детскими впечатлениями от общения с ними обеими. Я ощущала, что меня не просто «любят», а относятся ко мне, как к человеку. Не к «ученику», а к человеку, но только с меньшим жизненным опытом. Это уважение к себе я четко помню: в детстве это трудно сформулировать, можно только ощутить.
Тамара Алексеевна была для нас не пресловутой «второй мамой», а старшим другом. Часто мы поверяли ей такие тайны, о которых наши родители даже и не догадывались, и ни разу она нас не подвела. Мы были горды этой дружбой. В каждом она умела разглядеть его достоинство, наклонности и развить их. Для меня она стала образцом для подражания в профессиональной деятельности.
Окончила я Оренбургский государственный педагогический институт им. В.П.Чкалова в городе Оренбурге, что на берегу знаменитой реки Урал. Уже во время школьной практики убедилась, что утверждение мудрого Плутарха, что «голова ученика – не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь», верно. Только как же зажечь этот факел? Вспомнив уроки своих любимых учителей, поняла: надо, чтобы ученикам было интересно на уроке. Так появилось моё первое правило учителя, которому следую до сих пор,: чтобы зажечь других, гори сам. Всегда задаю себе вопрос: «А твоим ученикам будет интересно?». Если сомневаюсь, ищу другую форму подачи учебного материала.
Правило второе вытекает из первого. Надо постоянно работать над собой. Ничто не поможет, если в самом учителе есть недостатки, сомнения, незнания. Учусь и не скрываю этого. Мои ученики не догадываются, что и у них я тоже многому учусь.
Правило третье «сформировалось» по мере накопления педагогического опыта: на уроке меньше учителя, больше ученика. Даже на этапе объяснения нового материала отдаю право голоса своим ученикам. Стараюсь задать проблемные вопросы, прошу решить лингвистические задачки, предлагаю другие задания, которые побуждают учащихся мыслить, заставляют их вспоминать изученное, сопоставлять, сравнивать, делать выводы самостоятельно, формулируя, таким образом, новое правило.
Правило четвертое: убедись, что ученик понимает, зачем/когда ему могут пригодиться полученные знания. Это важно и необходимо. Без мотивации нет глубоких знаний. Правило пятое: уважай своих учеников. Если приходится делать замечание, стараюсь использовать чувство юмора (и своё, и учеников). Воздействует гораздо лучше, чем обычные замечания-нравоучения. Это правило не утомляет обе стороны обучения, оно вносит доверительность, уважение.
Летят дни, проходят годы, каждый из которых дарит мне встречу с новыми учениками. Среди них есть уже и дети моих бывших учеников. Но неизменной остается чувство благодарности и память о тех, кто помог мне сделать правильный жизненный выбор.
Бернард Шоу писал: «Жизнь для меня – это не свеча, а горящий факел, данный мне на время, и я хочу, чтобы он горел как можно ярче, прежде, чем я передам его будущим поколениям». Именно благодаря горению этих учителей, их авторитету формировались мои убеждения, закладывался фундамент знаний, стержневые отношения с людьми и к другим людям. Именно горение этих Учителей осветило мне правильный путь, а выбор верного пути – залог счастья всей жизни. Я учитель, и я счастлива.