Семинар - практикум в Мыскаменской школе-интернате
«Новые подходы к работе классного руководителя
в условиях реализации ФГОС»
Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто вос-производит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего - это класс-ный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом кол-лективе школы.
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индиви-дуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, - макси-мальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его та-лантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического со-вершенства.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, кон-тролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы вос-питательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количе-ство форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, кон-курсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятель-ность, ролевой тренинг и т.д.
Каким же должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в со-временном воспитательном процессе?
Все эти вопросы педагоги Мыскаменской школы-интерната обсудили на теорети-ческой части семинара «Новые подходы к работе классного руководителя в условиях реа-лизации ФГОС», выслушав доклады:
1. Инновационная деятельность и подходы в работе классного руководителя в рамках ФГОС (Сафонова Н.В., заместитель директора по ВР);
2. Технология подготовки и проведения классного часа в соответствии с ФГОС (Лезина Ю.Ю., заместитель директора по МР)
3. Секрет успешности современного классного руководителя (Каменщикова Л.А., учитель- наставник, классный руководитель)
4. «Системно-деятельностный подход в воспитательной работе» (Горяева Л.Б., учитель-методист, классный руководитель).
Далее с 15 по 22 февраля прошли открытые классные часы в рамках месячника оборонно-массовой работы:
Классным руководителем 3б класса Мироновой Т.В. 15 февраля был проведен тематический классный час на тему «Герои нашей страны», цель которого – это фор-мирование нравственно-патриотических чувств и ценностных ориентаций младших школьников. При подготовке к классному часу была проведена большая предваритель-ная работа: обучающиеся выпустили «боевые листки», где написали обещания погиб-шему лётчику Роману Филипову совершать только хорошие дела и поступки в своей жизни. На занятии дети узнали про других героев группы «Альфа» и группы «Вымпел», погибших при спасении заложников в Беслане, про обычных ребят, служивших в ар-мии, на смерть стоявших на границе с Афганистаном и ценой своей жизни не пропу-стивших врага.
15 февраля Гусева Р.Х., классный руководитель 11 класса провела классный час в форме устного журнала «Живая память» в преддверии 15 февраля в День воина-интернационалиста и в преддверии праздника Дня Защитника Отечества.
Мероприятие было нацелено на воспитание патриотизма, любви к Родине; сохра-нение и развитие у учащихся чувства гордости уважения к подвигу своих соотечествен-ников; формирование у школьников готовности к вооружённой защите Родины; повы-шение интереса учащихся к военным специальностям; формирование готовности уча-щихся к действиям в экстремальных ситуациях; развитию кругозора, ответственности за будущее.
На мероприятии присутствовал приглашённый гость – участник боевых действий в Чеченской Республике.
В подготовке классного часа приняли все учащиеся класса. Результатом творческо-поисковой деятельности стало создание Книги-памяти «Наши павшие как часовые».
Классный час завершился минутой молчания при зажженных свечах в память о по-гибших воинах, отдавших свои жизни за процветание мира во всём мире.
16 февраля классным руководителем 4в класса Проновой Л.А. был проведен класс-ный час на тему «Герои нашей страны» в форме путешествия по историческим событи-ям нашей Родины. Педагог подготовила материал для классного часа с учётом интересов и возможностей детей с ОВЗ данного возраста. Были применены следующие технологии: развития критического мышления (чтение сообщений, составление разрезанных посло-виц, слов-антонимов), здоровьесберегающие (двигательная активность во время классно-го часа), игровые (командное соревнование), технология сотрудничества (работа в группе и с педагогом), информационно-коммуникационные (презентация, музыкальное оформ-ление). Акцент был сделан на активное и заинтересованное участии каждого ребёнка, ак-туализацию его жизненного опыта, проявление и развитие его индивидуальности.
16 февраля Сечко О.М. был проведен классный час в 4а классе в форме интел-лектуальной игры «Поле чудес».
Педагогом была проведена большая подготовительная работа: дети составили кроссворды по теме, подготовлены творческие номера, оформлен класс.
В начале игры выступил обучающийся с докладом об истории праздника 23 фев-раля, затем были выбраны участники для игры, остальные заняли места в зрительном за-ле. На мероприятие был приглашен старший лейтенант, который рассказал о важности службы в армии и поздравил мальчиков с наступающим праздником. Мероприятие про-шло торжественно, в завершении все собрались за сладким столом.
19 февраля Шагижигамова Г.А. провела нравственный классный час в 9а классе «Исцеление». За круглым столом учащиеся высказывали свои мысли о том, какое впечат-ление произвёл на них рассказ писателя Б.П. Екимова «Ночь исцеления». Учащиеся раз-мышляли над вопросами: «Почему важно знать историю своей страны, сохранять память о значимых событиях и героях?». На классный час был приглашен воин-интернационалист, участник боевых действий в Демократической республике Афгани-стан, который рассказал о своей службе в армии, ответил на вопросы учащихся.
20 февраля Бурбак Н.Н. провела во 2б классе в познавательно-игровой форме классный час «Мы патриоты». В течение всего занятия для активизации познаватель-ной деятельности использовались разные формы работы: фронтальная, групповая, парная; методы: словесный (беседа, понятия), наглядный (презентация). Они способствовали раз-витию у детей навыков общения, совместной деятельности, проявление их личных ка-честв.
В конце занятия обучающиеся сделали своими руками открытки на 23 февраля и вышли с поздравительной акцией в организации села Мыс Каменный.
20 февраля Серебрякова Н.П. провела классный час в 9в в форме устного журна-ла «Героями рождаются или становятся?». Для обучающихся с ОВЗ был подобран хоро-ший видеоматериал о героях разных времен. Учащиеся вместе с педагогом пытались от-ветить на вопросы: Кто такой герой? Может им стать каждый? Вместе с педагогом уча-щиеся приводили примеры героических поступков из реальной жизни и сделали вывод, что героем может стать каждый.
21 февраля Исмагиловой С.М. с целью расширения знаний учеников о героиче-ских страницах истории нашего Отечества, воспитания патриотизма, гражданственности, чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины был проведен классный час «Герои России моей». Педагогом была проведена предварительная работа: подобран видеоматериал, учащиеся подготовили сообщения об истории Георгиевского ордена, о героях СССР и современных героях. Также был включен видеоролик о героях и на ямаль-ской земле: Салиндер Николай Максимович, учащийся 8 б класса Ямальской школы- ин-терната принял из рук Губернатора ЯНАО медаль «За мужество и самоотверженность» за спасение жизни на водоёме.
28 февраля Маркова Л.В. провела классный час в 1 классе ««Несокрушимая и легендарная», посвященный 23 февраля.
При подготовке к мероприятию учащиеся проявили активность, самостоятельность и инициативу. Все учащиеся выучили стихи. Многие выполнили поделки из ЛЕГО и пластилина на тему «Военная техника». Была проведена предварительная работа по вы-яснению, кто из родственников служил в армии и в каких войсках, или участвовал в ВОВ.
Затем были выпущены боевые листы.
Учитывая возрастные особенности учащихся, в мероприятие были включены кон-курсы и игровые ситуации, посильные для восприятия. Сценарий сопровождался муль-тимедийным приложением: презентация с фотографиями, песни, видео.
Искакова Г.З. провела классный час в 6 классе совместно с учителем физической культуры Лезиным В.А. «Олимпиада в Пхенчхане», тематика которого очень актуальна после прошедшей Олимпиады.
Был подобран видеоматериал о самых значимых достижениях наших спортсменов, дети подготовили сообщения об итогах данной Олимпиады, о количестве золотых и се-ребряных медалей в копилке сборной России. Ребята работали в группах: составляли синквейн по тематике классного часа. Виталий Алексеевич сказал о важности здорового образа жизни и том, что олимпиада начинается уже в школе. Для мальчиков было органи-зовано соревнование в перетягивании палки. По итогам данного мероприятия все вместе сделали вывод, что и в мирное время могут быть герои, которыми гордится вся страна.
Классный час - одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Другими совами, это время, когда по-настоящему в неформальной обстанов-ке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить.
Под руководством педагога школьники включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему ми-ру. Важно помнить, что классный час должен представлять собой диалог: учитель-ученик. Одним словом, это классный праздник, на успех которого работает каждый.
Семинар - практикум в Мыскаменской школе-интернате
«Новые подходы к работе классного руководителя
в условиях реализации ФГОС»
Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто вос-производит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего - это класс-ный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом кол-лективе школы.
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индиви-дуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, - макси-мальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его та-лантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического со-вершенства.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, кон-тролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы вос-питательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количе-ство форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, кон-курсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятель-ность, ролевой тренинг и т.д.
Каким же должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в со-временном воспитательном процессе?
Все эти вопросы педагоги Мыскаменской школы-интерната обсудили на теорети-ческой части семинара «Новые подходы к работе классного руководителя в условиях реа-лизации ФГОС», выслушав доклады:
1. Инновационная деятельность и подходы в работе классного руководителя в рамках ФГОС (Сафонова Н.В., заместитель директора по ВР);
2. Технология подготовки и проведения классного часа в соответствии с ФГОС (Лезина Ю.Ю., заместитель директора по МР)
3. Секрет успешности современного классного руководителя (Каменщикова Л.А., учитель- наставник, классный руководитель)
4. «Системно-деятельностный подход в воспитательной работе» (Горяева Л.Б., учитель-методист, классный руководитель).
Далее с 15 по 22 февраля прошли открытые классные часы в рамках месячника оборонно-массовой работы:
Классным руководителем 3б класса Мироновой Т.В. 15 февраля был проведен тематический классный час на тему «Герои нашей страны», цель которого – это фор-мирование нравственно-патриотических чувств и ценностных ориентаций младших школьников. При подготовке к классному часу была проведена большая предваритель-ная работа: обучающиеся выпустили «боевые листки», где написали обещания погиб-шему лётчику Роману Филипову совершать только хорошие дела и поступки в своей жизни. На занятии дети узнали про других героев группы «Альфа» и группы «Вымпел», погибших при спасении заложников в Беслане, про обычных ребят, служивших в ар-мии, на смерть стоявших на границе с Афганистаном и ценой своей жизни не пропу-стивших врага.
15 февраля Гусева Р.Х., классный руководитель 11 класса провела классный час в форме устного журнала «Живая память» в преддверии 15 февраля в День воина-интернационалиста и в преддверии праздника Дня Защитника Отечества.
Мероприятие было нацелено на воспитание патриотизма, любви к Родине; сохра-нение и развитие у учащихся чувства гордости уважения к подвигу своих соотечествен-ников; формирование у школьников готовности к вооружённой защите Родины; повы-шение интереса учащихся к военным специальностям; формирование готовности уча-щихся к действиям в экстремальных ситуациях; развитию кругозора, ответственности за будущее.
На мероприятии присутствовал приглашённый гость – участник боевых действий в Чеченской Республике.
В подготовке классного часа приняли все учащиеся класса. Результатом творческо-поисковой деятельности стало создание Книги-памяти «Наши павшие как часовые».
Классный час завершился минутой молчания при зажженных свечах в память о по-гибших воинах, отдавших свои жизни за процветание мира во всём мире.
16 февраля классным руководителем 4в класса Проновой Л.А. был проведен класс-ный час на тему «Герои нашей страны» в форме путешествия по историческим событи-ям нашей Родины. Педагог подготовила материал для классного часа с учётом интересов и возможностей детей с ОВЗ данного возраста. Были применены следующие технологии: развития критического мышления (чтение сообщений, составление разрезанных посло-виц, слов-антонимов), здоровьесберегающие (двигательная активность во время классно-го часа), игровые (командное соревнование), технология сотрудничества (работа в группе и с педагогом), информационно-коммуникационные (презентация, музыкальное оформ-ление). Акцент был сделан на активное и заинтересованное участии каждого ребёнка, ак-туализацию его жизненного опыта, проявление и развитие его индивидуальности.
16 февраля Сечко О.М. был проведен классный час в 4а классе в форме интел-лектуальной игры «Поле чудес».
Педагогом была проведена большая подготовительная работа: дети составили кроссворды по теме, подготовлены творческие номера, оформлен класс.
В начале игры выступил обучающийся с докладом об истории праздника 23 фев-раля, затем были выбраны участники для игры, остальные заняли места в зрительном за-ле. На мероприятие был приглашен старший лейтенант, который рассказал о важности службы в армии и поздравил мальчиков с наступающим праздником. Мероприятие про-шло торжественно, в завершении все собрались за сладким столом.
19 февраля Шагижигамова Г.А. провела нравственный классный час в 9а классе «Исцеление». За круглым столом учащиеся высказывали свои мысли о том, какое впечат-ление произвёл на них рассказ писателя Б.П. Екимова «Ночь исцеления». Учащиеся раз-мышляли над вопросами: «Почему важно знать историю своей страны, сохранять память о значимых событиях и героях?». На классный час был приглашен воин-интернационалист, участник боевых действий в Демократической республике Афгани-стан, который рассказал о своей службе в армии, ответил на вопросы учащихся.
20 февраля Бурбак Н.Н. провела во 2б классе в познавательно-игровой форме классный час «Мы патриоты». В течение всего занятия для активизации познаватель-ной деятельности использовались разные формы работы: фронтальная, групповая, парная; методы: словесный (беседа, понятия), наглядный (презентация). Они способствовали раз-витию у детей навыков общения, совместной деятельности, проявление их личных ка-честв.
В конце занятия обучающиеся сделали своими руками открытки на 23 февраля и вышли с поздравительной акцией в организации села Мыс Каменный.
20 февраля Серебрякова Н.П. провела классный час в 9в в форме устного журна-ла «Героями рождаются или становятся?». Для обучающихся с ОВЗ был подобран хоро-ший видеоматериал о героях разных времен. Учащиеся вместе с педагогом пытались от-ветить на вопросы: Кто такой герой? Может им стать каждый? Вместе с педагогом уча-щиеся приводили примеры героических поступков из реальной жизни и сделали вывод, что героем может стать каждый.
21 февраля Исмагиловой С.М. с целью расширения знаний учеников о героиче-ских страницах истории нашего Отечества, воспитания патриотизма, гражданственности, чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины был проведен классный час «Герои России моей». Педагогом была проведена предварительная работа: подобран видеоматериал, учащиеся подготовили сообщения об истории Георгиевского ордена, о героях СССР и современных героях. Также был включен видеоролик о героях и на ямаль-ской земле: Салиндер Николай Максимович, учащийся 8 б класса Ямальской школы- ин-терната принял из рук Губернатора ЯНАО медаль «За мужество и самоотверженность» за спасение жизни на водоёме.
28 февраля Маркова Л.В. провела классный час в 1 классе ««Несокрушимая и легендарная», посвященный 23 февраля.
При подготовке к мероприятию учащиеся проявили активность, самостоятельность и инициативу. Все учащиеся выучили стихи. Многие выполнили поделки из ЛЕГО и пластилина на тему «Военная техника». Была проведена предварительная работа по вы-яснению, кто из родственников служил в армии и в каких войсках, или участвовал в ВОВ.
Затем были выпущены боевые листы.
Учитывая возрастные особенности учащихся, в мероприятие были включены кон-курсы и игровые ситуации, посильные для восприятия. Сценарий сопровождался муль-тимедийным приложением: презентация с фотографиями, песни, видео.
Искакова Г.З. провела классный час в 6 классе совместно с учителем физической культуры Лезиным В.А. «Олимпиада в Пхенчхане», тематика которого очень актуальна после прошедшей Олимпиады.
Был подобран видеоматериал о самых значимых достижениях наших спортсменов, дети подготовили сообщения об итогах данной Олимпиады, о количестве золотых и се-ребряных медалей в копилке сборной России. Ребята работали в группах: составляли синквейн по тематике классного часа. Виталий Алексеевич сказал о важности здорового образа жизни и том, что олимпиада начинается уже в школе. Для мальчиков было органи-зовано соревнование в перетягивании палки. По итогам данного мероприятия все вместе сделали вывод, что и в мирное время могут быть герои, которыми гордится вся страна.
Классный час - одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Другими совами, это время, когда по-настоящему в неформальной обстанов-ке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить.
Под руководством педагога школьники включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему ми-ру. Важно помнить, что классный час должен представлять собой диалог: учитель-ученик. Одним словом, это классный праздник, на успех которого работает каждый.